r_arrow

Регистрация лицензионных договоров в Роспатенте упростилась

16 июля 2015 г. 3:00
img

С 1 октября 2014 года вступила в силу большая часть положений Федерального закона N 35-ФЗ, которым внеслись изменения в Гражданский Кодекс Российской Федерации, регулирующий отношения в сфере товарных знаков и иных средств индивидуализации. Патентные поверенные АРС-Патент прокомментировали «Вестнику» основные нововведения.

Наиболее существенным изменением стало изменение порядка регистрации лицензионного договора в Роспатенте. Согласно статье 1232 ГК, вместо регистрации лицензионного договора  вводится заявительный порядок. То есть полный текст договора и реквизиты сторон предоставлять в Роспатент больше не требуется. По новому порядку лицензиару и лицензиату достаточно подать заявление, в котором необходимо указать вид договора, сведения о сторонах соглашения и предмет договора с указанием номера свидетельства на товарный знак (подробные требования к заявлению содержатся в статье 1232 ГК). Также в заявлении необходимо предоставить информацию из лицензионного договора: срок действия (если определено договором), территория действия (если определено договором), способы использования результата интеллектуальной деятельности, наличие согласия на предоставление  сублицензии и возможность расторжения договора в одностороннем порядке.

Обратиться в Роспатент за регистрацией лицензионного договора могут не только обе стороны договора, но и кто-то один – лицензиар и лицензиат. В таком случае к заявлению необходимо приложить один из трех документов: подписанное сторонами договора уведомление о состоявшемся расторжении исключительного права, удостоверенная нотариусом выписка из договора или сам договор.


some_img– Новый порядок должен значительно ускорить процесс государственной регистрации и, возможно, существенно упростить процедуру регистрации договоров, – считает Ксения Цветкова, юрист компании АРС-Патент. – Раньше требовалось предоставлять полный текст договора, включая коммерческие условия, что нравилось не всем лицензиатам и лицензиарам. Если договор заключался с иностранной компанией, стороны были вынуждены делать перевод всего контракта. Роспатент проверял соответствие требований всех пунктов договора законодательству, это и было основной причиной затягивания сроков регистрации –фактически она занимала три – четыре месяца, хотя законодательно было положено два месяца. Надеемся, что теперь Роспатент будет укладываться в отведенные законом сроки. Закрепление в кодексе требований к подаваемым на регистрацию документам (статья 1232 ГК) является существенным плюсом, так как раньше между Роспатентом и сторонами лицензионного договора постоянно возникали разногласия, в регистрации часто отказывали.


Некоторые нововведения потребуют более внимательного составления договоров. Так, например, по исключительной лицензии лицензиар больше не сможет использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации в тех пределах, в которых такое право будет предоставлено лицензиату (статья 1236 ГК). То есть по общему правилу правообладатель не сможет использовать результат интеллектуальной деятельности, в отношении которого он предоставил исключительную лицензию. Такое использование возможно, только если стороны включат в лицензионный договор соответствующие условия.

Изменения, вносимые в статью 1250 ГК, разграничивают меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав в зависимости от наличия вины нарушителя. По общему правилу, меры ответственности, предусмотренные гражданским законодательством за нарушение интеллектуальных прав, подлежат применению при наличии вины, если иное не установлено ГК РФ. В соответствии с поправками за нарушение, допущенное при осуществлении предпринимательской деятельности, возмещение убытков, компенсация и изъятие материального носителя из оборота применяются независимо от вины нарушителя. Отсутствие вины во всех случаях доказывается нарушителем. Предусматриваются случаи, когда меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, подлежат применению независимо от вины нарушителя, если такое лицо не докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Однако лицо, к которому при отсутствии его вины применены предусмотренные ГК РФ меры защиты интеллектуальных прав, вправе предъявить регрессное требование о возмещении понесенных убытков, включая суммы, выплаченные третьим лицам. То есть в случае доказательства своей невиновности компания вправе потребовать возмещения понесенных убытков.

Теперь, согласно статье 1493, Роспатент обязан публиковать сведения о заявках на товарные знаки в официальном бюллетене на своем сайте. Это даст возможность правообладателю обнаружить, что конкурент пытается зарегистрировать товарный знак, схожий до степени смешения с его товарным знаком, известить об этом Роспатент.


some_img– В целом, можно говорить о том, что законодатель попытался учесть интересы правообладателей и разрешить некоторые актуальные спорные вопросы в сфере интеллектуальных прав, не урегулированные ранее, но часто встречающиеся на практике, – комментирует Ксения Цветкова, юрист компании АРС-Патент. –  Выражаем свою надежду на то, что изменений будет достаточно, и что они будут эффективно реализованы на практике.


Елена Олесик,

корреспондент «Вестника лицензионного рынка»

Контактные данные АРС-Патент:

Ксения Цветкова,

tsvetkova@ars-patent.com.

Тел. +7 812 600 67 07.

www.ars-patent.ru

 

Интервью и аналитика