some_img

Грегори Беттерсбай, юрист.

Один из самых главных разделов в каждом лицензионном соглашении – раздел о его расторжении. В случае возникновения проблем при сотрудничестве стороны будут в первую очередь обращаться именно к этим параграфам. Если отношения между сторонами на протяжении действия лицензионного соглашения соответствуют представлениям сторон на момент его заключения, лицензиат и лицензиар никогда не будут пересматривать самые важные пункты соглашения. Если же в отношениях сторон возникают непримиримые противоречия, раздел «Расторжение» становится принципиально важным. В свою очередь, каждая компания, желающая заключить лицензионное соглашение, должна обратить на этот важнейший пункт особое внимание, чтобы знать, какие действия могут привести к отзыву лицензии.

Являясь владельцами лицензионной собственности, лицензиары предпочитают использовать пункты о расторжении контракта в своих целях. Каждый лицензиар заботится о том, чтобы в контракт были внесены следующие условия, несоблюдение которых со стороны лицензиата ведет к расторжению:

- если лицензиат начинает дистрибуцию лицензионного продукта, не получив перед этим согласия на массовый выпуск данного продукта у лицензиара;

- если лицензиат выпускает продукт на рынок до маркетинговой даты (даты официального старта продаж);

- если лицензиат нарушает дату отгрузки;

- если лицензиат не страхует свою ответственность за качество выпускаемой продукции;

- если лицензиат не выплачивает минимальную гарантию;

- если лицензиат не в состоянии непрерывно на протяжении действия лицензионного соглашения продавать продукцию, поставлять ее в каналы сбыта;

- отзыва продукта Комиссией по безопасности потребительских товаров или аналогичных органов;

- в случае неспособности лицензиата на протяжении длительного времени вести бизнес;

- в случае неоднократной неуплаты полагающихся роялти со стороны лицензиата.

В добавлении к этому, у обеих сторон должно быть право расторгнуть лицензионное соглашение при уведомлении второй стороны, если эта вторая сторона нарушает существенные положения соглашения. Если после получения уведомления нарушившая сторона не исправляет нарушения в течение, как правило, 30 дней, подавшая уведомление сторона расторгает соглашение.

Также лицензиарам обычно рекомендуют прописать право частичного расторжения контракта, отзыва части прав, не расторгая при этом соглашение целиком. К примеру, лицензиар может захотеть отозвать права в странах, в которых продажи товара не начались в положенный срок, или определенный товар просто не был выведен на рынок или продан.

Раздел о расторжении также объясняет, что лицензиат имеет право делать после окончания действия соглашения или его расторжения, а что нет. В большинстве случаев от лицензиата потребуется остановить производство товара в полном объеме, вернуть лицензиару все предоставленные им материалы, а также предоставить лицензиару отчетность по всем товарам, находящимся в его распоряжении.

Обычно лицензиатам, контракты с которыми разорваны, разрешается в установленный срок распродать имеющиеся лицензионные товары. В случае, если разрыв соглашения произошел по причине низкого качества лицензионной продукции или из-за того, что бренд использовался не по назначению, такая продажа запрещается. Продолжительность продаж определяется каждым конкретным лицензионным соглашением.

Экономика по сей день испытывает на себе последствия кризиса, и поэтому участникам лицензионного бизнеса, как и любого другого, приходится мириться с рисками и опасностями рыночных условий. Желание потребителя сэкономить и участившиеся банкротства компаний заставляют лицензиаров защищать свои интересы бдительнее, чем раньше, что и отражается в основных пунктах лицензионных контрактов.