Большая часть американской молодежи заявляет, что у них нет никаких ограничений по времени на просмотр телевидения, на видеоигры или использование компьютеров. Все чаще это звучит как что-то само собой разумеющееся.
Есть не писаное правило: западные тренды с опозданием, но все равно приходят в Россию. Лицензионный рынок и смежные с ним индустрии не являются исключением. По большому счету для российских компаний это преимущество – можно как в кино о будущем увидеть то, каким рынок будет завтра. Именно поэтому мы публикуем исследования по «потреблению» медиа контента американскими детьми и молодежью. Это, несомненно, тренды и мы уже сейчас можем готовиться к ним.
Время, которое молодежь, в особенности несовершеннолетние люди, тратят на развлекательный медиаконтент возросло в разы. Сегодня дети в возрасте от 8 до 18 лет в среднем тратят на это 7 часов 38 минут, что составляет 53 часа в неделю. При этом, за 7 часов они пользуются несколькими приборами одновременно, и общее время пользования достигает 10 часов в день. За последние пять лет время, посвящаемое различным средствам медиаразвлечения, возросло на 1 час 17 минут.
«Поколение «М в квадрате»: электроника в жизни детей и подростков от 8 до 18 лет» — третье по счету крупномасштабное исследование в США, которое проводит фонд Генри Кайзера (The Henry J. Kaiser Family Foundation). Оно включает в себя данные за 1999, 2004 и 2009 годы и на данный момент является наиболее полным и глубоким общедоступным исследованием на данную тему об американской молодежи. Вот основные выводы из последнего исследования.
Массовое использование мобильных телефонов
За последние пять лет среди детей от 8 до 18 лет резко возросло число владельцев мобильных телефонов (с 39% до 66%), а также iPod’ов и других MP3-плееров (с 18% до 76%). За это время сотовые телефоны и iPod’ы превратились в настоящие мультимедийные устройства: молодежь все чаще слушает музыку, играет и смотрит телепрограммы на своем мобильном, чем просто разговаривает по нему.
Родительский контроль
Только 3 из 10 подростков подтвердили, что родители контролируют время, затрачиваемое на ТВ (28%), видеоигры (30%) и компьютер (36%). Дети, чьи родители установили подобные ограничения, действительно проводят меньше часов за развлечениями (в среднем — на 3 часа).
Привычки в семье
Две трети опрошенных подростков (64%) заявили, что телевизор в их доме включен всегда во время приема пищи. Почти половина респондентов (45%) отметили, что телевизор у них работает в течение дня постоянно, даже если его никто не смотрит. У 71% в комнате стоит ТВ-ящик, у 50% — игровая приставка. В таких семьях дети смотрят телевизор намного чаще: на полтора часа больше, если он работает весь день, и на час, если телевизор находится в их собственной комнате.
Отражение на успеваемости в школе
Данные исследования не могут выявить причинно-следственные отношения между медиаразвлечениями и академической успеваемостью. Однако они показывают разницу между детьми, наиболее и наименее подверженными влиянию ТВ, видеоигр и компьютера. К первой группе отнесены подростки, уделяющие данным занятиям 16 часов в день, ко второй — менее 3-х часов в день. 47% детей из первой группы признались, что получают удовлетворительные и плохие отметки. Такие оценки получают лишь 23% детей из второй группы. Однако доподлинно неизвестно, что именно медиадосуг влияет на подростков подобным образом.
ТВ везде
Впервые за все время исследования было выявлено, что стационарный телевизор дети стали смотреть реже (с 2004 по 2009 годы на 25 минут). Но возросла популярность просмотра ТВ-программ через интернет, мобильный телефон и iPod. Это, в свою очередь, увеличило общее время просмотра телеконтента. На просмотр обычного телевизора у них уходит 59% времени, на программы в записи, на DVD, через интернет или мобильные устройства — 41%.
Социальные сети
Среди самых популярных развлечений в сети — социальные порталы, онлайн-игры, сервисы по хостингу видеоматериалов (такие, как YouTube). 74% опрошенных заявили, что зарегистрированы в одной из социальных сетей.
Просмотр ТВ — еще чаще и дольше
За последние пять лет наблюдается тенденция к увеличению времени, затрачиваемому на потребление медиаконтента. Остается неизменным лишь время, которое дети тратят на просмотр фильмов и чтение печатных изданий. Больше всего, как и прежде, дети смотрят ТВ, слушают музыку, проводят время за компьютером, играют в видеоигры, читают печатные издания, смотрят фильмы.
Мультимедийные устройства
Одновременное использование нескольких медиаустройств увеличивают общее время потребления медиаконтента. Так поступают 4 из 10 учеников 7–12 классов: 43% занимаются еще чем-то другим, когда слушают музыку, 40% — когда используют компьютер, 39% — когда смотрят ТВ.
Методология исследования
Исследование было разработано и проведено фондом Генри Кайзера совместно с исследовательской группой Стэнфордского университета. Опрошенные — 2002 ученика 3–12 классов школ США в возрасте от 8 до 18 лет.
Исследование посвящено развлекательному использованию медиаконтента (время, затраченное на работу за компьютером или просмотр телепередач для выполнения домашнего задания, не учитывалось).
Другая известная маркетинговая компания The NPD Group опубликовала результаты исследования «Популярность телевидения высокой четкости (HDTV) и ноутбуков среди детей». Главный вывод компании – популярность этих технологий и устройств растет, в то время как уровень использования других устройств снижается или вовсе не показывает динамики. Исследования было направлено на изучения предпочтений среди детей в возрасте от 4 до 14 лет.
Телевидение (стандартное и высокой четкости) остается наиболее часто используемым электронным девайсом среди данной возрастной группы — 74% детей смотрят TV. Компьютеры (стационарные и ноутбуки) находятся на втором месте по популярности — 70%.
«Компьютеры — центр вселенной для многих детей, просто потому что они позволяют заниматься массой вещей онлайн, — говорит Анита Фрейцер, аналитик The NPD Group. — За последний год мы отметили значительный рост количества детей, посещающих социальные сети. Вместе с тем процент детей, использующих компьютер для проигрывания компактных дисков или скачивания/прослушивания музыки, снижается».
По данным исследования, HDTV и ноутбуки обошли в процентном соотношении цифровые камеры в прошлом году среди семей, которые за последний год приобрели что-то одно. Мобильные телефоны также остаются самыми распространенными электронными устройствами — 30% семей приобрели их за последние 12 месяцев для своих малолетних детей. Частично благодаря невысокой стоимости HDTV, 12% родителей положительно смотрят на приобретение этого комплекта для своих детей, как и на покупку мобильных телефонов и цифровых камер, подтверждая тем самым рост популярности этих устройств. Фактически 18% родителей, участвующих в исследовании, отметили, что в будущем году планируют приобрести комплект HDTV, а 17% — мобильный телефон или цифровую камеру.
Интерес детей к портативности и возможностям доступа к развлекательному содержанию растет на ходу. По данным исследования, четыре из пяти устройств, которые есть у детей, являются портативными. Портативные видеоигровые системы, плееры, цифровые камеры и мобильные телефоны входят в пятерку электронных устройств, которыми персонально владеют дети 4–14 лет. Консолевые видеоигровые системы — единственные непортативные устройства, входящие в топ-5.
Новая статистика по владению аксессуарами для мобильных телефонов, плееров и портативных видеоигровых систем такова: у 61% владельцев мобильных телефонов, 66% — плееров и 88% — портативных видеоигровых систем есть хотя бы один необязательный аксессуар для девайса. Аксессуары — источник доходов на рынке электроники, который нельзя приуменьшать.
Методология
Для выявления наиболее объективных тенденций к данному исследованию была применена одинаковая методология. Все онлайн-анкеты заполнялись мужчинами и женщинами в возрасте от 23 лет и старше, имеющими детей от 4 до 14 лет. Данные собирались в период с 8 по 24 февраля 2010 года. Для участия в опросе ребенок должен был обладать хотя бы одним из вышеперечисленных электронных устройств. Респонденты с более чем одним ребенком отвечали на вопросы на примере одного из них. В результате исследования было собрано 3463 анкеты.
Комментарий «Вестника лицензионного рынка»
Течение времени предполагает развитие и изменения. Не исключение и форматы медиаконтента. Новые устройства, а с ними и новые форматы становятся все более доступными для самой широкой аудитории, особенно — для детей и подростков. Порой именно эта молодая группа людей, обладая высоким уровнем вовлеченности, гораздо быстрее взрослых осваивает современные технологии. И здесь для разных игроков рынка открываются новые возможности.
- Для правообладателей появляются новые способы взаимодействия со своей аудиторией. С одной стороны, они могут создавать абсолютно новые истории для новых форматов, а с другой — адаптировать уже имеющиеся проекты. Плюс, конечно же, — свежие решения для рекламы и промоушена своих брендов.
- Производители контента — это новые клиенты, а значит, новые лицензиаты. Для них лицензионный медиа контент — это рынки с уже сложившейся целевой аудиторией.