
erid: 2W5zFHeqCRv
Контрафактная продукция наносит правообладателям серьезный ущерб: ведет к прямым убыткам, подрывает репутацию бренда и уводит клиентов к недобросовестным конкурентам. Для защиты бизнеса и пресечения незаконного использования объектов интеллектуальной собственности (ОИС) необходимы быстрые и юридически грамотные действия. В этой статье мы рассмотрим пошаговый алгоритм борьбы с контрафактом.
Для эффективной защиты своих интересов, включая предъявление материальных и нематериальных требований, необходимо официально подтвердить исключительные права на ОИС. Если права на бренд еще не оформлены, займитесь регистрацией товарного знака или объектов патентного права (заранее изучите порядок их регистрации), а также соберите доказательную базу для подтверждения авторских прав. Промедление создает высокие правовые риски и ставит бренд под угрозу, так как конкуренты, заинтересовавшиеся вашей успешной технологией или обозначением, могут воспользоваться этой уязвимостью.
Неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности может принимать разные формы. Реализация контрафактной продукции ведется как в офлайн-точках (торговых объектах), так и на интернет-ресурсах.
Для мониторинга в офлайне вам предстоит определить ключевые регионы для проверки. Как правило, основными критериями для выбора выступают сигналы о контрафакте или низкие объемы продаж. Такой мониторинг осуществляется путем посещения торговых объектов тайными покупателями.
В онлайн-сфере выявить нарушение проще: для этого нужно сформировать поисковые запросы и провести на их основании проверку результатов выдачи на разных платформах: сайтах, маркетплейсах, социальных сетях, видеохостингах и т.д. Для автоматизации процесса можно воспользоваться специализированными программными продуктами. Мы всегда рекомендуем нашим партнерам вести комплексную защиту в обеих сферах. Это позволяет пресечь любые попытки извлечения прибыли недобросовестными конкурентами и укрепить позиции вашего бренда.
Как фиксировать нарушения в офлайн-точках?
Обнаружив нарушение, необходимо провести видеофиксацию, которая должна подтвердить:
Если нарушение в интернете, необходимо создать скриншоты, на которых четко видны:
Если требуется заказать продукцию для доказательства, важно дополнительно зафиксировать на видео процесс ее получения от курьера.
Любое использование ОИС без разрешения правообладателя является незаконным и влечет за собой гражданскую, административную или уголовную ответственность. На практике наиболее распространенный способ гражданско-правовой защиты – это требование о прекращении нарушения и выплате компенсации. Ее размер рассчитывается несколькими способами – выбор зависит от характера нарушения и объемов реализованной продукции.
Борьба с контрафактом – это не разовая акция, а часть политики защиты бренда. Рекомендуем следующие меры:
Такой системный подход позволяет не только сократить количество нарушений, но и значительно ускорить реакцию на них.
Контрафакт представляет серьезную угрозу для бизнеса и рынка, однако правильно выстроенная стратегия защиты позволяет укрепить бренд и обеспечить его юридическую безопасность. Ключ к успеху – в последовательных и грамотных действиях на всех этапах: от регистрации прав и сбора доказательств до пресечения нарушений во взаимодействии с государственными органами.
Если компании сложно организовать этот процесс самостоятельно, мы рекомендуем обратиться к специалистам в области интеллектуальной собственности. Их экспертиза поможет сэкономить время, минимизировать риски и достичь желаемого результата быстрее и эффективнее.
Яна Долинина,
директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030
Фото: freepik.com, автор upklyak