r_arrow

Можно ли зарегистрировать популярный зарубежный бренд за свое имя

17 сентября 2025 г. 14:47
img

erid: 2W5zFFz2nAk

Правовая охрана товарных знаков осуществляется по территориальному принципу: исключительные права распространяются только на ту территорию, где обозначение зарегистрировано. Кроме того, обозначение подлежит защите в качестве товарного знака в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве на товарный знак. Эти нюансы позволяют предприимчивым лицам пытаться зарегистрировать известный бренд на свободной территории и в свободных классах МКТУ.

В качестве примера рассмотрим бренд «Лабубу». В настоящее время на территории России это словесное обозначение в латинице охраняется как товарный знак, зарегистрированный за китайской компанией POP MART по Мадридской системе (№1819536) в отношении ограниченного перечня товаров, входящих в 28 класс МКТУ. При этом в Роспатенте на рассмотрении находится 20 заявок от российских предпринимателей на регистрацию идентичного или сходного обозначения не только в отношении товаров 28 класса, но и еще в 19-ти иных класса

Чтобы оценить перспективы регистрации популярного бренда на имя российских заявителей, рассмотрим перечень оснований, препятствующих регистрации:

1. Наличие уже зарегистрированного или находящегося на регистрации тождественного или сходного до степени смешения обозначения для тех же или однородных товаров и услуг.

Это самое очевидное основание для отказа, поэтому подавать заявку на такие товары и услуги бессмысленно.

2. Наличие приоритетного права на подачу заявки у других лиц.

Существует пять видов приоритета, закрепляющих первенство в регистрации товарного знака за определенным лицом: по дате подачи заявки на регистрацию, конвенционный, выставочный, международный и приоритет для выделенной заявки. В случае с Лабубу для большинства заявок препятствием станет конвенционный приоритет.  Его суть в том, что если первоначальная заявка на регистрацию товарного знака подана в государстве-участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности, то заявитель в течение шести месяцев имеет приоритетом на подачу заявки в других странах-участницах. Компания POP MART подала заявку 24.04.2025 г. на регистрацию товарного знака в 14-ти новых классах МКТУ в национальное ведомство Сингапура, а 04.07.2025г. – в Роспатент. Поскольку все заявки третьих лиц были поданы позже апреля, у POP MART действует конвенционный приоритет относительно данных заявок в отношении пересекающихся товаров и услуг.

3. Введение потребителя в заблуждение относительно товара, его изготовителя или места производства.

В ситуации с Лабубу покупатель может быть введен в заблуждение относительно изготовителя, так как общеизвестно что товары под этим брендом выпускает китайская компания POP MART. При этом ни один из российских заявителей на регистрацию не связан с ней.

4. Тождественность регистрируемого обозначения названию литературного произведения и его персонажу.

Говоря о Лабубу, следует учитывать, что этот персонаж – одна из героинь серии рассказов «Монстры» (The Monsters) гонконгского художника Лун Касина. Книги вышли в 2015 году на Тайване, а в 2021-м были переведены на английский язык. Данных о публикации этих рассказов в России нет, поэтому нельзя говорить об известности произведений в нашей стране.

Если же регистрируется обозначение из произведения, известного в России, то сделать это можно только с согласия правообладателя.

Таким образом, в большинстве случаев попытки зарегистрировать известные иностранные обозначения российскими предпринимателями без согласия зарубежного правообладателя стремятся к нулю.

Георгий Давидьян,

директор управления коммерческого развития

юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: mkset.ru

Юридическая практика
27 августа 2025 г. 16:45
13 августа 2025 г. 15:46

Уже давно мерч перестал быть обычным сувениром, его выпуск превратился в прибыльный бизнес. Однако за кажущейся простотой производства скрываются серьезные юридические риски. Использование чужих персонажей, логотипов и даже цитат без разрешения правообладателя – не просто «фанатская инициатива», а нарушение закона. Авторские права, товарные знаки, лицензионные соглашения – игнорирование таких аспектов может привести к судебным искам, штрафам и даже закрытию бизнеса. В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу компании «Медиа-НН», разбирает, что считается фанатским мерчем с точки зрения закона, какие нарушения чаще всего допускают производители и как можно легально работать с популярными брендами. Если вы планируете выпускать мерч или уже это делаете, данная информация убережет вас от дорогостоящих ошибок.