r_arrow

Владислав Байрамгулов: «У проекта “Край земли” огромный потенциал»

9 июля 2025 г. 15:52
img

В июне состоялась премьера первой серии анимационного познавательно-приключенческого проекта «Край земли» производства анимационной студии КиноАтис при поддержке правительства Ямала. Продюсер – Вадим Сотсков.

Главные герои истории – мальчик Хадко и его сестра Илне – сталкиваются с вызовом мифических сил. В путешествии по региону брат и сестра знакомятся с уникальными животными Арктики, обретают друзей и учатся помогать природе. В фильме поднимаются темы семейных ценностей, а также традиционного уклада жизни коренных народов Севера. Весь мир и герои отрисованы художником-постановщиком Алексеем Чистовым и переведены в 3D. Над музыкальным сопровождением работал композитор Иван Урюпин.

Режиссер Владислав Байрамгулов рассказал в интервью, в чем уникальность и потенциал проекта, про актуальные темы, а также работу над воссозданием на экране персонажей, своеобразного мира одного из самых колоритных регионов страны и о многом другом.

– Премьера пилотной 10-минутной серии «Края земли» уже прошла в Салехарде в июне. Это проект легко может стать франшизой – сериал, полный метр, ведь Ямал – потрясающий край, о природе и людях которого можно много что рассказать. О чем для вас в первую очередь этот проект и в чем его уникальность? 

– Для меня это в первую очередь возможность показать мир тундры и особенности народа, здесь проживающего. В фильме переплетается этника, местный фольклор, мифология и современность. Эти темы актуальны и интересны для современных зрителей, потому как подобного контента очень не хватает. В советское время делали сказки о народах Севера, недостаточно много, но все-таки, а сейчас просто необходимо, если можно сказать, обновить материал и дополнить его.

– Фильм, действительно, рассказывает про очень колоритный регион Ямал. Расскажите про МИР этой картины. Как он будет представлен на экране? С помощью каких деталей вы будете раскрывать особенности региона?

– В 10-минутной серии, к сожалению, пока сложно развернуться, чтобы полноценно показать красоту и уникальность региона. Хронометраж не позволяет раскрыть весь потенциал и возможности проекта. Поэтому в пилотной серии мы лишь слегка приоткрываем завесу в этом мир, только начинаем погружать в него зрителя. Здесь есть место, как я уже упоминал, и этнике, и некоторой загадочности, и мистике.

В проекте открытый финал, который дает понять, что у истории будет продолжение. И именно в последующей работе по проекту мы и будем полноценно и постепенно раскрывать весь колорит региона.

– Какая флора и фауна будет показана на экране? На чем будут расставлены акценты? Какие пейзажи будут представлены?

– Одни из ключевых персонажей – песец и олень. Последний – практически основной житель тундры, у ненцев многое на оленях держится – он и кормилец, и средство передвижения. Есть и собака, главный друг человека, в фильме будет показана местная порода – ненецкая лайка. Среди героев будут и другие животные, и птицы. Но все будет зависеть от дальнейшего развития проекта. Если он будет расширяться до сериала или полного метра, то, конечно, появятся и новые интересные персонажи.

Что касается флоры, то по сюжету дети приезжают к бабушке и дедушке на летние каникулы. Мы использовали для создания мира тундры разные цвета – от зеленых до оранжево-красных, потому что летом тундра достаточно пестрая.

На экране можно увидеть не только равнины, но и рельефы – за горную часть отвечает полярный Урал, здесь, опять же, своя растительность, свои особенности. Здесь даже небо особенное, другое – все это мы пытались воплотить на экране.

– Как вы можете определить жанр фильма – это больше сказка или приключенческая история? Или и то, и то, можно ли сказать в примерном процентном соотношении?

– Я бы сказал, что это в большей степени приключенческое кино с элементами мистики. Здесь и сказке есть место, ведь главный герой благодаря таинственному древнему амулету начинает слышать и понимать язык животных. Далее по сюжету герои должны пойти к четырем духам, и сказки станет еще больше. Но об этом можно уже будет говорить позднее, когда мы будем работать над продолжением.

– По задумке главный герой Хадко с помощью своего нового дара понимать животных будет спасает природу и людей от неприятностей и даже гибели. Он становится практически супергероем, но, учитывая, что он еще очень юн, то постоянно попадает в нелепые ситуации. Как вы считаете, какими должны быть настоящие герои для молодого поколения зрителей?

– Тут я на самом деле использовал бы не слово «супергерой», а словосочетание «мальчик, обладающий уникальными способностями». Через амулет к нему приходит эта сила. И именно амулет знаменует собой связь с предками, с поколениями; это то, что досталось ему от прадеда.

По сюжету, кстати, Хадко в начале увлечен компьютерными играми, он играет и в планшете, и в телефоне. При этом персонаж игры, проходя очередные этапы, раскрывает или получает новые суперспособности. Так и герой проходит этапы, раскрывая очередные возможности старинного амулета.

– Главному персонажу истории 10 лет. Выбор возраста героя напрямую зависел от того, на какую аудиторию вы рассчитывали сделать проект?

– Проект рассчитан на аудиторию для детей от 6 до 12 лет. Мне кажется, именно детям этого возраста – самого активного возраста для игр – может быть интересен проект. У меня ребенку 11 лет, думаю, как раз идеально вписывается в целевую аудиторию фильма.

– У каждого имени персонажа – свое значение, играют ли они определенное значение для сюжета истории? Изменились ли в процессе имена героев?

– По именам в сценарии были изменения в процессе работы. Мы консультировались с представителями с ненецкой стороны, лично с главой Департамента культуры региона. Совместно мы пришли к выводу, что животным не нужны имена, особенно труднопроизносимые. Но у собаки, конечно, есть кличка – Север.

У каждого имени героя есть свое значение. Например, имя Хадко значит «рожденный в пургу», Илне – «жизнь», Ирико – «дедушка», Нуне – «небесная». При появлении новых персонажей будем исходить из изначальной задумки и придумывать «говорящие» имена.

– А что касается характеров персонажа, в процессе работы над проектом, например, на этапе озвучивания, меняются ли как-то характеры героев, исходя из того, кто их озвучивает? Либо, наоборот, актеры больше подстраиваются под эти характеры?

– В процессе озвучивания главное «поймать» персонажа. Мы записываем много дублей, когда актеры зачитывают первоначальный текст, озвучивают определенную фразу, мы совместно стараемся найти верное звучание нашего персонажа. Подходит ли нам по характеру, по ситуации эта реплика, как она произнесена или нет.

Все закладывается, конечно, еще на этапе сценария. Обычно я даже в тексте делаю пометки в скобочках, с какой интонацией реплика должна быть записана.

Заранее мы рассказываем актерам об их персонажах, о ситуациях, в которые они попадают, и как именно должна быть произнесена конкретная фраза. Тогда все становится на свои места, и процесс «оживления» персонажа запускается.

– Насколько озвучивание важный для создания анимационного фильма этап?

– Наш фильм сделан в 3D-анимации, поэтому процесс озвучки приобретает еще большее значение. От актеров в процессе озвучания можно получить несколько иную интонацию, нежели закладывалась в черновом варианте. Реплика – а именно, как она произнесена – сильно влияет на розыгрыш определенной сцены: аниматор очень кропотливо работает с каждой репликой при оживлении персонажа.

– Сейчас анимация достигла больших высот, здесь затрагиваются важные и актуальные темы, анимационные фильмы интересно смотреть не только детям, но и взрослым. Любите и смотрите ли вы анимационные фильмы?

– Последний анимационный проект, что я посмотрел – полный метр «Уоллес и Громит» от студии Aardman, это продолжение фильма «Неправильные штаны» с пингвином-грабителем. Анимационные сериалы я тоже смотрю, например, «Разочарование» – от студии Rough Draft, которая участвовала в создании «Симпсонов». Там свой придуманный, уникальный мир, много приключений, но и актуальных тем, конечно, не всегда детских.

Сообщает пресс-агент студии КиноАтис

Российские новости