r_arrow

Как определить владельца товарного знака: пошаговый алгоритм

14 мая 2025 г. 17:48
img

erid:2W5zFJYbdTn

Мы часто пишем о том, что установление правообладателя объекта интеллектуальной собственности – необходимый этап во многих процессах. Лицензирование бренда, регистрация собственного товарного знака, анализ конкурентов, выявление нарушений — основные случаи, когда требуется определить владельца бренда. В нашем материале представлен пошаговый алгоритм, позволяющий самостоятельно устанавливать правообладателя и анализировать принадлежащие ему результаты интеллектуального труда.

Шаг 1: Определение юрисдикции

Товарные знаки регистрируются отдельно в каждой стране или группе стран в соответствии с международными договорами. Поэтому первый вопрос, на который нужно ответить: на территории какого государства вам необходимо выяснить наличие регистрации товарного знака.

Если вас интересует территория Российской Федерации, то для поиска зарегистрированных товарных знаков используйте систему Роспатента. Она позволяет выявить словесные и изобразительные обозначения, причем не только уже зарегистрированные, но и находящиеся на этапе регистрации.

Шаг 2: Поиск и анализ товарных знаков

Алгоритм поиска:

ФИПС:

  1. Перейдите на сайт: https://searchplatform.rospatent.gov.ru/trademarks
  2. Введите искомое обозначение и при необходимости настройте фильтры.
  3. Ознакомьтесь с результатами поиска. В карточке товарного знака будут указаны:
  • наименование и адрес правообладателя;
  • номер заявки;
  • дата подачи заявки и регистрации;
  • классы товаров и услуг (МКТУ);
  • актуальный правовой статус.

Если товарный знак зарегистрирован на территории иных государств:

I. Мадридская система WIPO

Мадридская система WIPO (или ВОИС) – это международная система, в основе которой лежит Мадридское Соглашение о регистрации товарных знаков. Оно было заключено в 1981 году и насчитывает 193 государства-члена, включая США, ЕС, СНГ, многие страны Азии и Африки.

Алгоритм поиска:

  1. Перейдите на сайт: https://www3.wipo.int/madrid/monitor/en/
  2. Введите название бренда и иные уточняющие параметры при их наличии.
  3. Ознакомьтесь с результатами поиска. В карточке товарного знака будут указаны:
  • наименование правообладателя;
  • номер заявки;
  • классы товаров и услуг;
  • страны действия регистрации;
  • даты регистрации и окончания срока.

II. Европейский союз: база EUIPO

Для поиска знаков, действующих в странах ЕС, используется база данных EUIPO – Служба интеллектуальной собственности Европейского Союза.

Алгоритм поиска:

  1. Зайдите на https://euipo.europa.eu/eSearch/
  2. Введите название бренда и иные уточняющие параметры при их наличии.
  3. Ознакомьтесь с результатами поиска. В карточке товарного знака будут указаны:
  • наименование правообладателя;
  • номер заявки;
  • классы товаров и услуг;
  • графическое изображение;
  • история регистрации;
  • даты регистрации и окончания срока.

III. Соединенные Штаты: база USPTO

В США действует открытая система поиска от Patent and Trademark Office (USPTO).

Алгоритм поиска:

  1. Перейдите в систему TESS: https://tmsearch.uspto.gov/
  2. Выберите режим General Search.
  3. Введите нужное слово, бренд или часть фразы.
  4. Ознакомьтесь с результатами поиска. В карточке товарного знака будут указаны:
  • наименование правообладателя;
  • номер заявки;
  • юридический адрес;
  • статус (действует или истек).

Если знак не находится, он может быть:

  • незарегистрированным;
  • истекшим или аннулированным;
  • зарегистрированным в другой юрисдикции.

Обратите внимание на визуальные компоненты. Если название неизвестно, попробуйте использовать поиск по изображению. В сложных случаях рекомендуется обратиться к патентному поверенному или юристам по интеллектуальной собственности, которые проведут поиск и анализ товарных знаков.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: .freepik.com, автор Drazen Zigic

Юридическая практика