r_arrow

Как мемы зумеров и миллениалов стали популярными товарными знаками

7 мая 2025 г. 15:45
img

В конце 90-х, с распространением интернета по всему миру, миллениалами создавалась новая культура общения. Одно из ее проявлений – интернет-мемы. Некоторые из них регистрировались в качестве товарных знаков. В 2010-х мемов стало в разы больше – с приходом зумеров. О том, как интернет-мемы становились товарными знаками, читайте в обзоре Online Patent.

Одним из самых старых мемов, ставших товарным знаком, стал акроним LOL, переводящийся как «много смеха», «смеяться громко, вслух». Он появился в 80-х, а в Россию пришел в конце 90-х. Сейчас LOL – это десятки разнообразных брендов. Среди них, например, есть и такие:

Было много подобных акронимов или сленговых словечек, но не все они стали брендами. В базах данных патентных ведомств нет ни когда-то популярной совы с вопросом «O RLY?» («Что, правда?»), ни «Преведа» или «кросавчега», ни «Йа криветко», ни Trollface, ни Палпатина, прогремевшего после трех фильмов «Звездных войн». Не было даже котов, которыми интернет-сообщество явно любовалось («Lolcat», «Погладь кота»).

Котики-мемы как товарные знаки все-таки есть?

Да. Во-первых, это «кот Саймона». Возможно, причина популярности хвостатого любимца – не интернет, а мультсериал и книги Саймона Тофилда. В них рассказывалось о домашнем коте, который привлекает внимание хозяина достаточно гротескными действиями.

Во-вторых, знаменитая Grumpy Cat, мем с которой возник в 2012 году. В России сердитой кошки как товарного знака нет, но в США – у хозяйки четвероногой сразу два бренда.

Коты – это единственные, кто становился мемом-товарным знаком?

Нет. В 2013 году собачка породы сиба-ину влетела в интернет-пространство. Ее фотографию обычно помещали с какой-нибудь надписью. Весь мем назывался «Доге» или Doge. В русскоязычном и иностранном интернете – десятки зарегистрированных товарных знаков с этим обозначением:

А еще мемы какие-то были?

Среди зумеров в 2000-х популярность обрели южнокорейские музыкальные группы и отдельные исполнители. Одним из первых стал PSY, исполнивший «Gangnam Style» в 2012 году. Основным в этой композиции, конечно, был не текст, а движения, которые производил PSY. Поэтому нет ничего удивительного в том, что товарный знак-мем получился именно такой:

Кстати, песни, ставшие мемами, а потом – и товарными знаками, не редкость. В 2010-х, например, приобрела популярность композиция «Spooky, Scary Skeletons». В 2021 году ее зарегистрировали как бренд.

Распространение криптовалюты и, соответственно, обсуждение экономической стратегии ее удорожания спровоцировало возникновение мема Hodl или Hodler («скупай, держи»). В 2024 году – это слово также стало оформленным товарным знаком.

Россияне тоже не отстают в регистрации мемов-брендов: в 2021 году был оформлен товарный знак «Наташ, ты спишь? Наташ, вставай, мы там все уронили!», основанный на популярном кошачьем меме, распространившимся в сети еще в 2019 году. Правообладателем товарного знака стала Бородулина Дарья Сергеевна.

А в 2019-2021 годах в сети «Интернет» появился «Большой русский кот Шлепа». Главным героем мемов стал каракал Гоша. В 2022 – образ четвероногого официально был зарегистрирован в Роспатенте.

Кроме того, в 2017-2024 годах в Роспатенте были оформлены несколько товарных знаков, связанных так или иначе с мемом «Вжух!» (первыйвторойтретийчетвертый).

Почему мемов-товарных знаков у миллениалов было не так много?

Дело в том, что распространение интернета у миллениалов было не таким, как у зумеров. Миллениалы делали мемы как реакцию на происходящее в мире. Выпустили видеоролик, который удивил людей и заставил их обсуждать показанное? Тут же появляется интернет-мем. Коммерциализировать его никто не планировал, поэтому и товарные знаки не регистрировались.

Зумеры генерируют больше контента и, конечно, пытаются на нем заработать или просто защитить. Поэтому и регистрируют бренды. Перед глазами всегда есть удачные примеры: владелица Grumpy Cat (кошки и мема-товарного знака) в 2012-2014 годах получала доход в 100 млн долларов, а четвероногая стала одной из самых богатых в мире (99,5 млн долларов).

Во всех случаях следует учитывать, что век мемов очень небольшой. Происходящее стирает из памяти прошлое. Поэтому сейчас, например, мало кто вспомнит про когда-то гремевшие движения артиста, исполнившего «Gangnam Style». «Так проходит мирская слава». 

Сообщает Online Patent

Российские новости