Вопреки устоявшемуся мнению, условия о сроке и территории не являются существенными, но крайне важны в коммерческом обороте. В отсутствие указания на территорию, на которую выдана лицензия, под территорией будет пониматься Российская Федерация. В отсутствие указания на срок, на который выдана лицензия, срок будет равен 5 годам с даты заключения лицензионного договора.
Безусловно, такое бесконтрольное формулирование условий о сроке и территории не подходит для эффективного ведения бизнеса, поэтому следует уделять не меньшее внимание определению лицензионных территории и срока.
Важно отметить, что термин «срок» в гражданском законодательстве толкуется по правилам статьи 190 ГК РФ, согласно которой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, либо определяется указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Иными словами, если стороны лицензионного договора решат определить срок через событие, относительного которого неизвестно, наступит оно или нет, а если наступит, то когда, то существует риск считать такой срок неопределенным. В этом случае будет работать правило 5 лет. При определении срока также важно указывать, с какого момента он начинает исчисляться, чтобы избежать риска возникновения неопределенности в условии о сроке (в таком случае, также, будет действовать правило 5 лет).
Дорогие читатели, к нам в редакцию начали поступать первые вопросы для нашего эксперта. Спасибо всем, кто проявил интерес к теме. И мы продолжаем принимать ваши вопросы и комментарии. Пишите нам на press@licensingrussia.ru
Вопрос:
Здравствуйте!
Скажите, какими именно формами правового регулирования следует руководствоваться при классификации лицензионного продукта в договоре? Ведь необходимо классифицировать продукт наиболее точно, чтобы не произошло пересечений по продукции у контрагентов одной лицензии. И также, чтобы не вышло недоразумений на таможне при ввозе продукции, произведенной за пределами России.
Куда обращаться с этим вопросом: 1) Международная классификация товаров и услуг 2) ТН ВЭД 3) Таможенный реестр объектов 4)
Добровольная сертификация или иной орган? Интересует опыт Российской и мировой практики.
Дарья
Роман Лукьянов, генеральный директор ЮК «Артхаус»:
Дарья здравствуйте! Спасибо за ваш вопрос.
Дело в том, что лицензионный продукт на лицензионном рынке - категория законом не определенная, но в коммерческом обороте это всегда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
Статья 1225 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности. Из указанного перечня наиболее популярными юридическими формами лицензионного продукта являются товарные знаки и произведения живописи, графики или дизайна. Реже это промышленные образцы и иные объекты патентного права. Ещё реже – прочие результаты интеллектуальной деятельности.
Идентификация лицензионного продукта в договоре заключается не в определении юридической формы (юридического статуса объекта), но в описании формы вообще.
Так, сложностей с определением юридического статуса объекта обычно в коммерческом обороте не возникает: если у нас товарный знак, то на руках мы имеем свидетельство о регистрации товарного знака, если объект авторского права – договор с автором и т.д.
Идентифицировать же форму (внешнее выражение объекта) важно через прямую визуализацию: приложение к договору в форме уменьшенного полноцветного изображения произведения графики, живописи или дизайна, ссылка в договоре на реквизиты свидетельства на товарный знак и приложенная к договору копия данного свидетельства – именно о такой идентификации идет речь, когда мы говорим о корректном формулировании предмета лицензионного договора.
Пересечений по продукции быть не может, если мы исключаем ситуацию с нарушениями.
Классификация продукта – это категория, которая выходит за рамки интеллектуальной собственности и прямо к ней не относится.
ТН ВЭД – классификатор, который используется исключительно для таможенных нужд, его применение для идентификации объекта лицензирования не имеет смысла.
МКТУ – дополнительно ссылаться на данный классификатор в договоре в целях идентификации предмета также не имеет смысла, так как классы перечисляются в свидетельстве о регистрации товарного знака.
Таможенный реестр в принципе не является классификатором и сам по себе ничего не идентифицирует, а служит лишь целям упорядочивания таможенного регулирования и трансграничного перемещения товаров, а также целям борьбы с контрафактной продукции.
Добровольная сертификация также не является инструментом, который как-либо связан с идентификацией результатов интеллектуальной деятельности, хотя в некоторых случаях, может использоваться как средство определения предмета лицензионного договора.
Если же говорить об ограничении товаров, в отношении которых выдается разрешение на использование бренда (как обобщенную неюридическую категорию), то это вопрос не об идентификации предмета лицензионного договора, а о способах использования, на которые выдано разрешение.
В этом случае, ограничивать перечень товаров можно абсолютно любыми способами, используя какой-либо классификатор или просто формулируя собственными словами товарные категории. Общепринятых правил или тем более законодательных норм в данном случае нет.