r_arrow

Георгий Давидьян, исполнительный директор компании «Медиа-НН»: «Системная защита по всем фронтам наиболее эффективна»

20 декабря 2024 г. 10:18
img

erid: 2W5zFHGUsX6

Несмотря на рост интереса предпринимателей к оформлению и защите своих прав, активное законодательное регулирование и увеличение числа инициатив по охране интеллектуальной собственности, рынок все еще сталкивается с рядом проблем. Решить их можно с помощью эффективных стратегий и комплексного подхода к защите интеллектуальной собственности. Кроме того, важно быть в курсе событий, происходящих на рынке. О них, а также о главных законодательных изменениях 2024 года, мерах государственной поддержки предпринимателей и ситуации с контрафактом рассказывает Георгий Давидьян, исполнительный директор компании «Медиа-НН»

– Георгий, охарактеризуйте современное состояние сферы защиты прав интеллектуальной собственности в нашей стране.

– За последние несколько лет предприниматели стали активнее заниматься вопросами оформления прав, их защитой и лицензированием своих брендов. Об этом свидетельствуют и данные Роспатента: «Почти на 25% выросло количество заявок россиян на регистрацию товарных знаков в 2024 году».

Актуальные вопросы и проблемы, возникающие у правообладателей, поднимаются и активно обсуждаются на различных площадках: в рабочих группах с участием представителей органов государственной власти, на форумах, выставках и круглых столах. Законодательство также не стоит на месте, нормативно закрепляя изменения, которые необходимы для урегулирования вопросов в рассматриваемой области.

Количество недобросовестных конкурентов растет, поэтому стоит внимательнее относиться к вопросам правовой охраны. Сейчас защита интеллектуальных прав вынуждает разрабатывать полноценную стратегию по охране исключительных прав, осуществлять комплексную работу в офлайн и онлайн средах.

– Назовите три самые распространенные ошибки, которые совершают компании при защите своих лицензий и брендов?

– Первая – отсутствие надлежащим образом оформленных документов на владение объектами интеллектуальной собственности.

Вторая ошибка – непроведение аудита угроз. Длительное время правообладатели могут не задумываться о том, что их бренд нелегально используется и приносит убытки в виде недополученной прибыли, а также влечет репутационные риски.

Третья ошибка – отсутствие стратегии защиты. Начиная борьбу с контрафактом и недобросовестными конкурентами, стоит грамотно организовать работу: действовать комплексно и охватывать все направления продаж – онлайн и офлайн, а также определить, по каким объектам будут предъявляться требования и какие дополнительные инструменты могут быть задействованы.

– Как меняется ситуация с контрафактной продукцией, какие инструменты защиты применяются сейчас?

– Тенденция текущего времени такова, что количество контрафакта сокращается у тех правообладателей, которые ведут системную работу в этом направлении.  На российском рынке 90% контрафактной продукции с незаконным использованием брендов изготавливается и завозится извне. В связи с чем первым рубежом для предотвращения попадания таких товаров на внутренний рынок являются таможенные органы. Они ведут системную работу и приостанавливают срок выпуска товаров, на которых размещены объекты интеллектуальной собственности, только при условии внесения объектов в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Также хочу отметить, что, с учетом единого таможенного пространства в рамках ЕАЭС, мы рекомендуем озадачиваться внесением объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС союзных государств.

В связи с активным распространением нарушений в Интернете, существенно расширился перечень инструментов для борьбы с такими фактами:

  • удаление карточек с контрафактными товарами и иных нарушений на маркетплейсах, в соцсетях, мессенджерах, видеохостингах и сайтах-агрегаторах через коммуникацию с администрацией интернет-ресурсов;
  • удаление ссылок с нарушениями из результатов поисковой выдачи Google и Google Play в порядке, установленном DMCA (Digital Millennium Copyright Act) (применимо в отношении всех объектов авторского права);
  • удаление ссылок с нарушениями из результатов поисковой выдачи Яндекс в соответствии с Меморандумом от 01.11.2018 г.;
  • блокировка сайтов и отдельных страниц через подачу иска в Мосгорсуд;
  • установление запрета на администрирование сайтов, в доменных именах которых используется товарный знак, через подачу иска в арбитражный суд (с последующей возможностью оформления доменного имени на владельца бренда).

Активно включается в пресечение нарушений Роспотребнадзор, сохраняется взаимодействие с другими государственными органами, обладающими полномочиями в данной сфере.         Ну и конечно продолжает оставаться эффективным инструментом борьба с незаконным использованием брендов в коммерческой деятельности путем предъявления материальных требований.

Как показывает практика, системная защита по всем фронтам наиболее эффективна.

– Расскажите о главных законодательных изменениях 2024 года.

– В первую очередь хочется отметить Федеральный закон от 08.08.2024г. № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Его цель – создание условий для самореализации граждан на основе использования творческого и интеллектуального потенциала, развитие и поддержка со стороны государства креативных индустрий как разновидности экономической деятельности.

Также следует упомянуть вступившие в действие с 21.10.2024 г. изменения в часть четвертую ГК РФ. В соответствии с ними регулируется порядок использования объектов интеллектуальной собственности, авторы или иные правообладатели которых неизвестны. Законодатель предоставил возможность использовать такие «сиротские произведения» путем заключения лицензионного договора со специальной аккредитованной организацией по управлению правами и выплаты вознаграждения за предоставленное право.

Также в 2024 году были приняты нормативные акты, усложняющие правообладателям ведение защиты своих интеллектуальных прав. В частности, с 21.10.2024 г. вступили в действие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно им к органам МВД теперь не относятся полномочия по привлечению к ответственности по ст. 7.12 и 14.10 КоАП РФ, предусматривающим ответственность за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности. Данные полномочия на текущее время сохраняются только за таможенными органами и отчасти за Роспотребнадзором.

Кроме того, с 08.09.2024 г. вступили в действие изменения в Налоговый Кодекс РФ, которыми установлен повышенный размер государственной пошлины в судах, вне зависимости от характера спора. Так, размер минимальной пошлины за подачу иска в Арбитражный суд увеличился с 2 000 до 10 000 руб., а пошлина за обжалование судебного акта в Верховный суд выросла с 3 000 до 80 000 руб., что может стать существенным препятствием в отстаивании правообладателями своих интересов.

Изменения не в лучшую сторону коснулись и тех, кто только хочет стать правообладателем. В частности, 18.09.2024 г. были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 941, в соответствии с которыми установлен увеличенный размер государственной пошлины за регистрацию товарных знаков, патентов и иных регистрируемых объектов интеллектуальной собственности, а также за действия по распоряжению ими. Кроме того, была отменена 30% скидка за подачу документов на регистрацию в электронной форме.

– Какие меры господдержки предпринимателей уже действуют или скоро появятся в сфере интеллектуальной собственности?

– В текущее время существенные меры поддержки со стороны государства оказываются в рамках кластерной политики, реализуемой Министерством экономического развития. Кластеры создаются по отраслям промышленности и функционируют в субъектах РФ. Предприниматели, входящие в соответствующий кластер, могут получить от государства субсидию на регистрацию объектов интеллектуальной собственности. Аналогичное финансовое содействие в оформлении прав на объекты интеллектуальной собственности оказывается Центрами поддержки предпринимательства «Мой бизнес», которые работают в каждом субъекте РФ.

Продолжают действовать налоговые преференции: освобождение от оплаты НДС, НДФЛ и налога на прибыть в установленных налоговым законодательством случаях.

В рамках упомянутого закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» государственную поддержку планируется предоставлять путем оказания финансовой, имущественной, образовательной, информационной и иной поддержки субъектам креативных индустрий.

– Какие советы вы можете дать компаниям, которые только начинают работать с лицензиями?

– Первое – перед приобретением лицензии нужно понять, кто является обладателем прав на соответствующий объект интеллектуальной собственности.  В этом, казалось бы, элементарном вопросе есть нюансы. Если говорить о героях мультфильма, то они могут являться объектами авторского права – персонажами соответствующего мультфильма. При этом изображения данных героев также могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Если мультфильм создан по мотивам литературного произведения, то имеет место третий вид объекта интеллектуальной собственности – рисунок, используемый в иллюстрации к соответствующему литературному произведению, у которого также есть автор. Поэтому стоит заранее выбрать необходимый объект и исходя из этого прорабатывать вопрос приобретения лицензии.

Второе – важно определить вид лицензии. Она может быть исключительной и не исключительной. Преимущество исключительной лицензии заключается в получении лицензиатом своего рода монополии на использование бренда: его владелец не имеет права использовать сам, а также предоставить кому-либо еще такой же объем прав, какой предоставлен лицензиату.

Третье – нужно изучить существенные условия лицензионного договора. Чем качественнее будет подготовлен лицензионный договор, тем эффективнее вы сможете использовать бренд в своей деятельности. Ключевые моменты: срок, территория, способы использования, порядок определения вознаграждения владельца бренда. Также стоит добавить о важности согласования макетов продукции и упаковки с нанесением изображения бренда до того, как они уйдут в производство.

Беседовала Дания Насрутдинова

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Юридическая практика
Интервью и аналитика