r_arrow

Как защищаются права на настольные игры

23 октября 2024 г. 15:23
img

В истории создания настольных игр можно привести сотни примеров, когда их авторы защищали свои разработки в национальных патентных (и не только в них) ведомствах самыми разными способами. Об интересных кейсах по созданию и защите интеллектуальных прав на настольные игры читайте в обзоре Online Patent.

Монополия

Игру в начале XX века придумал безработный житель штата Пенсильвания по имени Чарльз Дэрроу. В 1934 он предложил компании Parker Brothers выкупить проект. Фирма отказалась это сделать, ссылаясь на то, что в дизайне имелись многочисленные ошибки. Тогда Дэрроу запустил самодельную игру в продажу. И… люди смели с прилавков первые экземпляры.

Оглушительный успех заставил боссов корпорации Parker Brothers передумать и согласиться на приобретение проекта. В результате в 1935 году Монополия, выпускаемая под патронатом компании, стала самой продаваемой игрой в Америке. 

И примерно в это же время – был оформлен патент на изобретение. Как следовало из документа, юридически защищалось игровое поле, а также иные приспособления для игры: 

Сейчас владельцем игры является компания Hasbro, которая когда-то поглотила Parker Brothers. Ей принадлежат несколько товарных знаков, включая, пожалуй, самый знаменитый:

Компания внимательно следит за соблюдением своих интеллектуальных прав. При выявлении нарушений – тут же реагирует и привлекает к ответственности, пресекая любые попытки распространения контрафактной продукции.

Magic: The Gathering

Игра была создана математиком Ричардом Гарфилдом. Он, разрабатывая концепцию проекта, соединил идеи своей игры Five Magics и коллекционных бейсбольных карточек. 

В результате в 1993 году – Magic: The Gathering официально появилась на прилавках магазинов. В середине 90-х – компания, занимавшаяся выпуском проекта, получила патент за «новаторский способ игры и игровые компоненты, воплотившиеся вместе в виде коллекционных карточек».

Отметим, что хотя правила «настолки» постоянно модифицируются, но в классическом варианте все выглядит так:

  • Внутри игры сражаются два или несколько человек;
  • У каждого есть по 20 жизней;
  • Цель соперников – свеcти счетчик жизней своего конкурента к нулю. Для этого разрешается использовать разных существ, заклинания или артефакты. Игроки должны, применяя карты формально двух типов («Земли» и «Заклинания»), составить такой пасьянс, который положит противника на лопатки.

У правообладателей Magic: The Gathering – большой портфель интеллектуальной собственности: только в РФ – три товарных знака, зарегистрированных за Визардс оф дзе Коуст ЛЛК, в США (где, видимо, и осуществляется основное распространение игр). Внимание также привлекают разнообразные патенты.

А что в России с интеллектуальной собственностью разработчиков настольных игр?

У нас тоже есть настолки, ставшие популярными. 

Страдающее Средневековье

Как рассказывается в описании проекта, жизнь средневековых людей тяжела и полна постоянных страданий. То Крестовые походы, то Эпидемии, то инквизиция. Играющему дают уникальный шанс возглавить город на Средневековой карте. И его цель – чтобы подданные выжили. Хотя бы частично.

Проект разработали Кирилл Егоров и Борис Курочкин (New Making Studio) в партнерстве с одноименным пабликом в соцсети «ВКонтакте». До Страдающего Средневековья в активе у ребят был проект «Забытые боги».

Интересно отметить, что для запуска коммерческих проектов разработчики не использовали кредитные средства: основные деньги пришли к создателям через краудфандинг.

Сейчас Страдающее Средневековье – проект с неплохой базой интеллектуальной собственности. Например, одноименный товарный знак зарегистрирован в Роспатенте (и, кстати, касается не только настольных игр).

Имаджинариум

Еще одна интересная российская настолка, о которой стоит упомянуть, – Имаджинариум. Она была создана Тимуром Кадыровым и Сергеем Кузнецовым.

Однажды им попалась зарубежная игра «Диксит». Она очень понравилась россиянам. И они решили на основе ее идеи – создать собственный проект. Напечатали новые карточки (так как играть с одними и теми же изображениями было не очень интересно) и в 2011 году выпустили пробный тираж. Через несколько месяцев – получили вал новых заказов. 

Правообладатель игры-исходника «Диксит» был возмущен этой ситуацией и обратился в суд, но инстанции отклонили все его требования, так как между проектами, например, были обнаружены слишком большие различия, а компания-собственник оригинального Диксита на российском рынке не представлена. 

Имаджинариум сейчас успешно развивается в России и даже зарегистрировал собственный товарный знак:

Таким образом, создатели настольных игр преимущественно регистрируют собственный товарный знак. Но некоторые (чьи проекты объективно имеют серьезную уникальность и нестандартность) – могут претендовать на получение патентов на изобретения. 

В базах данных национальных патентных ведомств также упоминаются промышленные образцы. Их оформляют, если автор проекта разработал уникальный дизайн игрового поля и (или) карточек.

Сообщает Online Patent