r_arrow

5 видов лицензионных сделок с брендами

22 августа 2024 г. 14:08
img

erid: LjN8KKTYY

Юристы Semenov&Pevzner рассказывают об использовании брендов в различных типах сделок – от выпуска полезных в быту вещей до бренда на капоте автомобиля и вихря впечатлений в парке аттракционов. Иностранные термины из нашей статьи помогут лицензиатам в переговорах, в том числе с правообладателями из восточных стран, которые развивают глобальные лицензионные программы и могут использовать стандарты и термины, принятые на международном рынке.

   1. Мерчандайз/Merchandise

Иностранные правообладатели называют договоры о предоставлении лицензий на использование бренда для производства и продаж продукции «Merchandise License Agreements».

В таких договорах роялти могут рассчитываться как процент от оптовых или розничных цен продукции. А также от цен, по которым лицензиат приобретает продукцию у заводов-производителей или от цен поставок от лицензиата его покупателям на условиях FOB или других базисов поставок Incoterms.

Роялти выплачиваются после превышения роялти над размером минимального гарантированного вознаграждения.

Иногда возможны сделки с ограниченным разрешенным тиражом продукции (до XX единиц) за фиксированное лицензионное вознаграждение – так называемое «flat fee».

   2. Паблишинг/Publishing

Некоторые иностранные правообладатели используют отдельные формы лицензионных договоров,  так называемые «Publishing License Agreements», когда лицензиат хочет выпускать литературную продукцию с использованием брендов. Например, книги, энциклопедии, комиксы, графические романы или журналы, которые могут быть с вложенными сувенирами или коллекционными игрушками.

Зачастую правообладатели предоставляют лицензиатам готовые иллюстрированные тексты для перевода на местный язык и адаптации под локальных потребителей. Лицензиат отвечает за качество перевода, а также соответствие переведенного материала местному законодательству своей страны и корректную возрастную маркировку переведенных материалов.

Если правообладатель по заказу лицензиата создаст дополнительные текстовые или иллюстрированные материалы, правообладатель может запросить фиксированный платеж от лицензиата за их создание.

Исключительные права на все материалы, в том числе переведенные или адаптированные лицензиатами, как правило остаются за правообладателями по стандартным условиям таких договоров.

Правообладатели могут не разрешать местным лицензиатам глобальные публикации за пределами региона, а также публикации на английском языке.

Договоры о «паблишинге» могут включать обязанность лицензиата сообщать правообладателю о дате первой публикации литературной продукции и ее тиражах и возможность расторжения договора правообладателем, если лицензиат прервет регулярный выпуск тиражей.

   3. Промоушен/Promotion

«Promotional License Agreements» заключаются для предоставления лицензии на использование бренда в собственных рекламных кампаниях и материалах лицензиатов, которые лицензиаты сами создают и размещают для рекламы своих услуг или товаров.

Рекламные материалы лицензиата с брендами подлежат предварительному согласованию с правообладателями также, как и дизайны и образцы «мерча».

Важно не путать лицензионные договоры вида «промоушен» с договорами об оказании рекламных услуг, по которым правообладатели, например, блогеры или их продюсеры, размещают рекламу заказчиков в социальных сетях или на видео-хостингах (например, в видеороликах правообладателей).

Также в рамках лицензий для «промо» лицензиаты могут производить так называемые продукты-«премиумы», не предназначенные для продажи. Премиумы раздают участникам акций. Например, это может быть игрушка с персонажем за каждую покупку в магазинах лицензиата на определенную сумму.

Также в рамках рекламных кампаний бренды могут размещаться на капотах и в салонах такси, на фургонах, а также на банковских картах.

   4. Нестандартные сделки:

Интерактив/Interactive

Правообладатели могут заключать лицензионные договоры об использовании брендов в видеоиграх лицензиатов или цифровых стикерах в социальных сетях или мессенджерах.

Тематические развлечения/Location Based Entertainment (LBE)

Лицензии могут предоставляться для использования бренда в оформлении кафе, создания тематических парков аттракционов, квестов и других пространств, предназначенных для отдыха, спорта, развлечений, включая специально оформленные зоны в розничных сетях.

Живые представления/Live show

В этой категории бренд может использоваться в костюмированных шоу, в том числе с участием актеров в костюмах персонажей и ростовых кукол, театральных или цирковых представлениях и прочих публичных мероприятиях.

   5. Смешанные договоры

По праву России возможно также заключение договора, который сочетает в себе несколько типов лицензионных сделок или даже «лицензию + оказание рекламных услуг» от российского правообладателя для лицензиата-заказчика. Например, наряду с предоставлением лицензии на выпуск «мерча», правообладатель может за дополнительную плату от лицензиата (как рекламодателя) разместить в своих социальных сетях рекламные посты для продвижения лицензионной продукции. При включении рекламных услуг в договоры, важно помнить про необходимость прописать обязанности по маркировке рекламы и отчетности за нее согласно российским законам.

Ксения Сысоева,

советник практики по сопровождению IP и IT сделок Semenov&Pevzner

 

Реклама. ООО «Семенов и Певзнер»

ИНН 7728742931

Фото: unsplash.com, автор Oneisha Lee

Интервью и аналитика