Брендированные товары – эффективный инструмент повышения узнаваемости мероприятий. Как часто к нему обращаются организаторы? Какие идеи для мерча сегодня популярны? Об этом портал Event LIVE спросил у организаторов мероприятий и производителей брендированной одежды и сувениров.
Согласно опросу подписчиков телеграм-канала «Реальный Event LIVE», подавляющее большинство организаторов мероприятий используют промопродукцию. В этом признались 73% респондентов. Различные виды мерча они дарят своим участникам. 23% опрошенных заявили, что ограничиваются раздачей ручек и блокнотов или не делают мерч совсем. При этом 19% респондентов не только готовят брендированные товары к своим событиям, но еще и зарабатывают на них, то есть продают.
По словам руководителя отдела по работе со спецпроектами компании «СберМаркетинг» Алексея Герасимова, особенности и эффективность мерча зависят от грамотного попадания в целевую аудиторию и формата события. «Типы и функционал брендированных товаров всегда зависят от задач, – рассказывает эксперт. – Мерч как часть коммуникационной платформы компании несет полезный функционал и практическую нагрузку. Он работает здесь и сейчас: различные беджи, поп-апы, браслеты, пакеты с раздаточными материалами. Мерч как попадание в ценности и культуру конкретной группы целевой аудитории чаще всего носит имиджевый характер. Яркий пример – молодежные мероприятия и востребованность на них лимитированных коллекций, созданных в коллаборации с лидерами мнений или отвечающих ценностным запросам аудитории».
Мерч может быть также узнаваемым символом и способом позиционирования крупных мероприятий. Например, бесплатная футболка участника благотворительного забега одновременно полезна как спортивная одежда, востребована как сувенир, а также отражает ценности человека. Основатель рекламно-производственной компании AmadeyPrint Анастасия Шахова считает, что распространяемый на мероприятии мерч должен соответствовать его тематике. Если это спортивное событие, то будет актуальна брендированная продукция в виде одежды и атрибутики. А для делового мероприятия нужно что-то подходящее для бизнес-формата.
Какой мерч популярен среди участников? По результатам опроса телеграм-канала «Реальный Event LIVE», в лидерах оказались одежда – толстовки, футболки, кепки и канцелярия. На втором месте по популярности: техника и электроника – пауэрбанки, универсальные беспроводные зарядные устройства, кабели-переходники для мобильных телефонов, а также различные аксессуары – брелоки, сумки-шоперы, украшения. Менее востребованы товары для отдыха и спорта, пищевая продукция, посуда, нестандартные подарки. И совсем не популярны игры и игрушки, а также косметика и бытовая химия.
На выездных мероприятиях, где погода непредсказуема, уместны дождевики, зонты, пледы, шапки, шарфы, снуды. На событиях для творческой молодежной аудитории – любой яркий и дерзкий мерч, который поднимет настроение. Например, подойдут стикерпаки или значки «для своих» – фирменные мемы. Сработают мерчи, с которыми весело фотографироваться для соцсети: эффектная акцентная одежда, сумки с броскими надписями, креативные головные уборы, все, что светится, блестит и привлекает внимание.
Сложнее порадовать ВИП-гостей. В ход идут премиальное качество, интересный дизайн, необычные техники нанесения рисунка. Востребованы фирменные платки из натурального шелка с оригинальными принтами, кардхолдеры из натуральной кожи, несессеры. Но не обязательно это должно дорого стоить. Можно вернуть людям чувство детства: «Ни у кого нет, а у меня есть!».
«Договоритесь о выпуске лимитированной коллекции с брендом специально для участников мероприятия. Закажите что-то особенное из другой страны, чтобы подчеркнуть принадлежность к другой культуре, – рекомендует глава ивент-агентства Manyways network Татьяна Шевченко. – Мы брендировали японские наборы для каллиграфии и дарили их участникам тематического мероприятия».
Еще можно придумать мерч с перформансом. Подарить, например, не обычные кожаные брелоки, а пригласить на мероприятие художника, который сделает на них золотое тиснение. Участники станут частью шоу – ценность сувенира повысится.
«Удивить кого-то мерчем, а в особенности ВИП-гостей – пустая трата денег, – скептически замечает арт-директор финансово-промышленной группы “Профит” Сергей Жуков. – Как правило, весь мерч – это недорогая продукция, что само по себе несовместимо с ВИП-статусом. Реально удивить статусного человека может только хорошая идея, безотносительно воплощения».
А вот кое-что лучше никогда не заказывать: так называемый мусорный мерч. Под ним принято понимать стандартный и низкокачественный продукт, зачастую с крупным кричащим брендингом. Такой мерч отталкивает, так как он нефункционален, непривлекателен и в нем нет никакой концепции. Сильный запах пластика от бутылочки; блокнот, у которого слетают пружины, трикотаж с торчащими нитками – такой мерч доживает только до мусорного контейнера.
Брендированные товары можно продавать, если размещенный на них логотип имеет высокую ценность для потребителя. Это уместно делать на фестивалях, концертах, где есть хедлайнер, яркий спикер, звезда вечера, или на масштабных мероприятиях международного уровня – форумах и олимпиадах. Такой мерч будет объектом желания и предметом коллекционирования. Его можно продавать, например, с благотворительными целями.
Прибыльным делом может стать выпуск арт-мерча – брендированных предметов с художественной составляющей. Такие проекты рождаются в результате сотрудничества с известными художниками, дизайнерами. Каждое изделие имеет самостоятельную ценность, поэтому верхняя планка продаж исчезает. Мерч можно реализовать на ярмарках, но это должно быть что-то действительно ценное, лимитированное, передающее дух бренда. Что касается конференций, корпоративных и обучающих мероприятий, то на них такие предметы принято дарить. Здесь мерч традиционно воспринимается участниками как часть события. Сделать брендированный подарок также можно на розыгрышах, при проведении лотерей на массовых мероприятиях.
Высокое качество. Наметилась четкая тенденция отказа от дешевого сегмента в пользу более дорогого и качественного продукта. Такой мерч не выбрасывают, а носят и используют.
Креатив и минимализм. Все больше внимания уделяется интересному запоминающемуся дизайну. Размер логотипа становится меньше, изделия визуально не перегружают.
Функциональность. Популярен мерч со съемными многоразовыми стикерами, которые можно клеить в зависимости от настроения или повода.
Цифровизация. При создании брендированного продукта все чаще используется дополненная и виртуальная реальности, совмещаются цифровые технологии и офлайн-решения.
Персонализация придает мерчу дополнительную ценность. С медалью, которая напоминает о достижении гравировкой личного времени забега, расстаться сложнее.
Устойчивое развитие. Мерч из прессволла или брелок из переработанных бутылок попадают в несколько целей: передают причастность к природе, защите окружающей среды и являются запоминающимся креативным элементом.
Сообщает портал Event LIVE