erid: LjN8KBiUS
Уход ряда иностранных правообладателей с российского рынка поставил перед нашим бизнесом дилемму: возможно ли легальное использование активов интеллектуальной собственности таких компаний? В статье разбираем, на что стоит обратить внимание при оценке рисков внедоговорного использования товарных знаков иностранных фирм, покинувших Россию.
Правовая охрана товарного знака не прекращается автоматически с уходом его владельца с рынка. Исчерпывающий перечень оснований для прекращения правовой охраны товарного знака содержится в статье 1514 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). В этом списке нет такого обстоятельства как «уход правообладателя с рынка». Автоматически действие товарного знака не оканчивается, если его правообладатель публично объявил о прекращении ведения бизнеса в России и ликвидировал локальные подразделения.
Учитывая, что товарные знаки ушедших с рынка компаний продолжают действовать, они по-прежнему находятся под защитой. Магазины закрыты, однако известные бренды регулярно появляются в картотеке судебных дел: покинувшие рынок правообладатели продолжают защищать свои права. Важным прецедентом стало знаменитое дело «Свинка Пеппа» (А28-11930/2021), прошедшее несколько инстанций и завершившееся в пользу правообладателя.
Товарные знаки ушедших с рынка правообладателей могут быть аннулированы, однако для этого необходимо соблюсти ряд требований и обратиться в суд. Такую возможность предоставляет статья 1486 ГК РФ, закрепляющая порядок прекращения действия товарных знаков в связи с неиспользованием. Важно отметить следующие особенности таких процессов:
Даже если товарный знак иностранного правообладателя будет аннулирован в связи с неиспользованием, зарегистрировать его на себя будет проблематично. Роспатент отказывает в регистрации не только при наличии в реестре тождественных или сходных обозначений с более ранним приоритетом, но и в случае риска введения потребителей в заблуждение. Такие обстоятельства могут быть установлены, когда неизвестный производитель пытается зарегистрировать на себя известный бренд, ранее принадлежавший другому лицу.
В России был легализован параллельный импорт, однако это не предполагает узаконивания неограниченного использования чужих товарных знаков. В рамках нового режима ввоз оригинальных товаров без разрешения правообладателя не рассматривается как нарушение прав на товарный знак с учётом следующих ограничений:
Таким образом, делать ставку на свободное использование ушедших из России брендов – рискованный шаг. Товарные знаки по-прежнему охраняются законом, а их аннулирование в связи с неиспользованием представляет собой непростую задачу. Кроме того, в случае успешной атаки, зарегистрировать аннулированный товарный знак на своё имя будет проблематично. Механизм параллельного импорта позволяет использовать товарные знаки без согласия правообладателя при ввозе продукции. Однако стоит помнить, что этот варианты распространяется только на оригинальный товар и предполагает внимательный мониторинг меняющегося законодательства.
Карина Скоморохова,
старший юрист практики по борьбе с контрафактом
и серым импортом Semenov&Pevzner
Мария Ароникова,
партнер, руководитель практики по защите товарных знаков Semenov&Pevzner
Реклама. ООО «Семенов и Певзнер»
ИНН 7728742931
Фото: freepik.com, автор Drazen Zigic