erid: LjN8K6L19
Герои аудиовизуальных произведений – фильмов и мультфильмов, а также сами произведения и фрагменты из них очень популярны и востребованы на лицензионном рынке. В связи чем случаев неправомерного использования указанных объектов интеллектуальной собственности гораздо больше, чем в иных сегментах лицензирования.
Чем популярнее кинокартина, тем выше спрос на продукцию с ее ключевыми героями. Один из недавних примеров – полнометражный фильм «Чебурашка». Недобросовестные предприниматели и производители контрафактной продукции очень внимательно отслеживают тенденции и предпринимают попытки наполнить рынок брендированной продукцией, не получая на то каких-либо разрешений от правообладателя. Как правило, такая продукция дешевле, чем лицензионная, поскольку изготавливается из низкокачественных материалов, которые не просто снижают срок службы изделия, но и могут быть опасны для жизни и здоровья.
Борьба с контрафактом – это процесс, основанный на пресечении фактов неправомерного использования третьими лицами конкретного перечня объектов интеллектуальной собственности, наличие прав на которые должен подтвердить правообладатель. Чтобы вести ее максимально эффективно, лицензиару необходимо предварительно позаботиться о качественном оформлении права собственности на защищаемые объекты.
Фильм является сложным объектом авторского права, состоящим из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенным для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (п. 1 ст. 1263 ГК РФ). При создании фильма задействовано множество лиц, которые вкладывают свой творческий труд в создание целостного произведения. С каждым из них продюсерская компания или киностудия, выступающая заказчиком картины, заключает договор. Важно, чтобы указанные соглашения содержали условия о передаче заказчику исключительных прав на созданные исполнителями результаты интеллектуальной собственности.
Действующие нормы законодательства прямо указывают, что для подтверждения принадлежности авторских прав на фильм правообладателю достаточно предоставить договоры с режиссером-постановщиком, сценаристом и композитором. Если речь идет об анимационном (мультипликационном) фильме, то дополнительно потребуется договор с художником-постановщиком. В соответствии с Бернской Конвенцией по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г. определение лиц – владельцев авторского права на кинематографическое произведение, сохраняется за законодательством страны, в которой истребуется охрана, в связи с чем перечень правоустанавливающих документов при ведении защиты на территории Российской Федерации не зависит от того, зарубежная картина или отечественная.
Выдаваемое Министерством культуры прокатное удостоверение на фильм подтверждает возможность его тиражирования, распространения и показа на территории РФ. Зачастую оно используется в качестве доказательства обладания правами на фильм при ведении защиты от неправомерного использования. Вместе с тем следует помнить, что прокатное удостоверение может быть выдано не только на имя правообладателя, но и на имя прокатчика или демонстратора, в связи с чем данное доказательство не может использоваться в качестве единственного подтверждения исключительных прав на фильм.
Поскольку фильм – составной объект интеллектуальной собственности, защите подлежат не только случаи незаконного тиражирования или демонстрации полной картины, но и факты неправомерного использования отдельных ее элементов – названия фильма или персонажей, изображения героев, кадров из фильма и музыкальных треков. Достаточно часто правообладатели регистрируют название фильма и изображения ключевых персонажей в качестве товарных знаков, получая таким образом дополнительные инструменты для ведения защиты. В качестве примера можно привести фильм Алексея Балабанова «Брат», название которого является как объектом авторского права, так и зарегистрированным товарным знаком.
Контроль за перемещением через государственную границу продукции, в том числе содержащей в себе использование объектов интеллектуальной собственности, осуществляют таможенные органы. Для выявления фактов незаконного использования соответствующие объекты необходимо внести в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Процедура внесения осуществляется путем подачи в ФТС РФ письменного заявления с приложением документов, в которых содержится подробная информация об охраняемом объекте, действующих лицензиатах, признаках, отличающих легальную продукцию от контрафактной, а также иные сведения, которые помогут выявить факты нарушения прав владельца бренда во время таможенного оформления. В каждой стране используется свой ТРОИС с индивидуальными особенностями внесения в него объектов интеллектуальной собственности. На территории стран ЕАЭС уже давно ведется работа по созданию единого ТРОИС, который позволит обеспечить защиту бренда на территории всех союзных государств путем подачи единого заявления.
Если контрафактная продукция произведена на внутреннем рынке, либо незаконным путем попала на него из-за границы, то используются иные инструменты защиты. За нарушение интеллектуальных прав предусмотрена уголовная, административная и гражданская виды ответственности. Первые два вида возможно реализовать только во взаимодействии с государственными органами – правоохранительными и таможенными. При этом инициатором проведения проверочных мероприятий может выступать как правообладатель или уполномоченное им лицо, обратившееся с соответствующим заявлением, так и сотрудники государственных органов, выявившие факты нарушения в рамках осуществляемой ими деятельности. Административная ответственность предусматривает выплату нарушителем штрафа в размере до 200 тысяч рублей, либо рассчитанного исходя из объемов нелегальной продукции – до пятикратной стоимости товара или до 15/100 размера выручки от ее реализации. Дополнительно применяются такие меры, как конфискация нелегальной продукции, а также орудий совершения административного правонарушения. В случае привлечения к уголовной ответственности размер штрафа может достигать 1 млн рублей, кроме того, санкции статей УК РФ предусматривают лишение свободны на срок до шести лет.
Выявив случаи нарушения своих интеллектуальных прав, правообладатель либо уполномоченное им лицо может вместо обращения с заявлением в правоохранительные органы осуществить самостоятельный сбор доказательств данных фактов и предъявить нарушителю претензию с требованиями, а в случае отказа удовлетворить их добровольно — обратиться с иском в суд. Так реализуется процедура привлечения к гражданской ответственности. Требования правообладателя могут быть как нематериальные (о прекращении нарушения, изъятии из продажи продукции), так и материальные (о возмещении убытков или взыскании компенсации). При этом размер материальных требований рассчитывается различными способами, в зависимости от характера нарушения, разновидности объекта интеллектуальной собственности и может составлять миллионы рублей.
Стремительное развитие электронной коммерции привело к увеличению количества фактов незаконного использования объектов интеллектуальной собственности в Интернете в целом и на маркетплейсах в частности. В связи с этим ведение защиты на данных ресурсах следует рассматривать в качестве отдельного направления. Наиболее частым нарушением является продажа контрафактной продукции, что можно установить по представленным в карточке товара на маркетплейсе фотографиям. В данном случае имеет место незаконное использование объектов интеллектуальной собственности на самой продукции, упаковке, бирках. Однако на практике недобросовестные продавцы, продающие контрафакт, при создании карточки товара привязывают ее к бренду, к которому фактически данный товар не имеет никакого отношения, ведь он выпущен без согласия правообладателя. Название бренда также используется в описании товара, чтобы повысить результаты поисковой выдачи. Владелец маркетплейса по действующему законодательству признается информационным посредником, который предоставляет возможность размещения объявления на своей площадке. В соответствии со ст. 1253.1. ГК РФ к нему следует предъявлять нематериальные требования (об удалении информации или ограничении доступа к ней). Однако в случае, если маркетплейс знал о том, что нарушаются интеллектуальные права и не пресек нарушение по обращению правообладателя, к нему применима также и материальная ответственность. Если маркетплейс удалит информацию после подачи иска в суд, но до даты вынесения решения, это не освобождает его от ответственности (Решение Арбитражного суда Московской области от 02.02.2023 по делу № А41-78317/2022). Удаление маркетплейсом карточки с контрафактным товаром не исключает возможность предъявить требования о взыскании компенсации непосредственно с продавца. На практике эффективнее действовать параллельно в двух направлениях: предъявлять нематериальные требования к маркетплейсу и аналогичные требования, дополненные материальными – в адрес продавца.
В судебных процессах по искам о нарушении интеллектуальных прав правообладатель должен доказать не только принадлежность ему прав на соответствующие объекты интеллектуальной собственности, но и факт их использования нарушителем. Успех защиты зависит от качества собранных доказательств нарушения. Для фиксации продажи нелегальной продукции в офлайн среде практикуется ее приобретение, получение платежных документов с данными продавца и видеосъемка всего процесса. В качестве доказательств нарушений на маркетплейсах и иных интернет-ресурсах суды принимают скриншоты страниц, заверенные истцом или уполномоченным им лицом. В текущее время осуществление дорогостоящих нотариальных осмотров интернет-ресурсов не являются обязательной процедурой.
За десятилетия работы в направлении защиты прав на объекты интеллектуальной собственности выработаны эффективные инструменты, позволяющие результативно отстаивать интересы правообладателей.
Георгий Давидьян,
исполнительный директор юридической компании ООО «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030
Фото: freepik.com, автор Racool_studio