r_arrow

Как создавались бренды всемирно известных комиксов

6 марта 2024 г. 14:12
img

Любой человек мечтает о великом  чтобы преступность была искоренена, а добро восторжествовало. Эта концепция, помноженная на фантазии о безграничных возможностях личности, стала основой для создания действительно массовой литературы  комиксов. Титанами индустрии подобных развлечений в международном масштабе стали DC и Marvel. О том, как создавались всемирно известные комиксы, читайте в обзоре Online Patent.

DC

История компании начинается в 1934 году, когда отставной военный Малькольм Вилер-Николсон создает небольшую фирму National Allied Publications и выпускает первый комикс таблоидного формата (279 × 432 мм) – New Fun: The Big Comic Magazine. Речи о супергероях в этих книжках не шло: они были посвящены исключительно житейским историям.

Все изменилось в 1938 году, когда в свет вышел Action Comics, где главным героем стал Супермен (Кларк Кент). На первых порах писатель Джерри Сигел и художник Джо Шустер наделили его самыми скромными физическими данными (он мог только прыгать на большие расстояния и имел огромную силу), но публике идея с героикой понравилась, поэтому позже комикс расширили: у Супермена появилось замораживающее дыхание и сверхзвуковая скорость. Характер Кента Сигел писал с себя, а психологические особенности Лоис Лейн (девушки главного героя) были созданы на основе психотипа жены автора, Джоанны.

Издательский бизнес постепенно расширялся, но судьба создателя проекта Малкольма Вилера-Николсона была печальной. Сначала его убрали из созданной им же студии. Он не сдался, а попытался повторить успех, сформировав команду Detective Comics. Однако и там ему не нашлось места. Еще через некоторое время два проекта, созданных отставным военным (Detective Comics и National Allied Publications) объединились, назвавшись National Comics.

В 1939 году действовавшая с 1937 года серия Detective Comics (от аббревиатуры которой потом и произошло нынешнее всемирно известное название DC) выпустила в свет журнал, в котором дебютировал Бэтмен. Успех человека в костюме летучей мыши был такой, что в 1943 году у мстителя появился первый киносериал черно-белого формата. Спустя пять лет свой сериал получил и Супермен.

В 1944 году National Comics поглощает концерн All-American Publication, а затем еще и Independent News. Хотя фирма стала носить новое название, на всех продуктах с 1940 года печатался логотип Superman-DC. Супермен был настоящим хедлайнером корпорации (он отвечал за зрелищность и экшн). Бэтмену в конструкции комиксов отводилась роль своеобразного Шерлока Холмса, который должен распутать дело и наказать (без убийств и иных злодеяний) обидчиков.

Жизнь будущей DC изменилась после того, как на издательский рынок США вышел Marvel: бизнесменам пришлось экстренно продумывать новые сценарии взаимоотношений между героями. Именно так и появилась «Лига Справедливости», в которую вошли Бэтмен, Супермен, Чудо-Женщина, Зеленый Фонарь, Марсианский охотник, Аквамен и Флэш.

В 1966 году компания выпустила сериал о Бэтмене, где главную роль исполнил Адам Вест. В 1969 фирму приобрела Kinney National, бывшая на тот момент частью крупнейшей кинематографической студии Warner Bros. Такая комбинация позволила закрепиться на рынке, выпустив несколько кинокартин супергеройского формата.

Однако аудитория в начале 70-х начала уставать от постоянных однотипных героев. Тогда в DC (этим брендом фирма начала официально пользоваться в 1977 году) придумали и осуществили перезагрузку серии в «Кризисе на Бесконечных Землях». Дальше  больше. Фирма пригласила поработать еще над одним комиксом английского писателя Алана Мура. Он согласился. В свой проект про Болотную Тварь Мур добавил немного фантастики и некоторых забытых ранее персонажей, что обеспечило комиксу коммерческий успех.

В 1989 году в кинотеатрах вышел первый полнометражный (и серьезный) «Бэтмен» от Тима Бертона. Готическая атмосфера, помноженная на образ злодея, созданный Джеком Николсоном, стали прорывными. DC тут же вложила деньги в продолжение. Но оно оказалось не таким прибыльным. Даже смена режиссера не помогла: Джоэла Шумахера поклонники DC вспоминают с содроганием.

Кадр из фильма «Бэтмен» (1989), реж. - Тим Бертон

Все изменилось в 2000-х годах, когда постановку фильмов о Бэтмене доверили Кристоферу Нолану. Режиссер собрал в своем проекте серьезный актерский состав: Кристиана Бэйла, Гэри Олдмана, Мэгги Джилленхол, Майкла Кейна. Сложный и неоднозначный Бэтмен, представленный в трех картинах Нолана, завоевал любовь критиков и зрителей.

В DC посчитали, что подобные нуарные картины  это синоним успеха. И последовательно предложили публике «Хранителей» и «Человека из стали». Однако кинопроизводители опоздали: вышедшие ранее на экраны «Мстители» переформатировали рынок, создав сюжетный баланс грустного и смешного, супергеройного и дружелюбного. DC отставала от этих трендов. И даже приглашение Джосса Уидона, режиссера первых «Мстителей», не помогло: киновселенная, конструируемая DC, рухнула.

Перезапуском ее сейчас занимается Джеймс Ганн.

Marvel

Как и DC, Marvel был создан в 30-е годы XX века. Основатель фирмы  Мартин Гудмен. Бизнесмен на первых порах издавал небольшие приключенческие журналы и бульварные газетки. Как отмечали журналисты, хотя все проекты делала одна команда авторов, Гудмен, боясь судебного преследования, издавал все под разными вымышленными брендами (в том числе Marvel). В 1939 году эти проекты были объединены в одну структуру  Timely Comics.

В это же время (1941) компания стала издавать комиксы с главным героем Капитаном Америка. Отличительной особенностью последнего стало то, что он, противостоя международному злу, носил щит, а также сине-бело-красный костюм. Особенно актуальным его образ стал со вступлением США во Вторую мировую войну. 

Примерно в это же время в компанию Timely Comics приходит еще один автор Стэнли Мартин Либер (более известный нам как Стэн Ли). Благодаря соавторству Ли и Джека Кирби появляются все основные сюжетные ветки и герои.

В 60-х Гудмен переименовывает в очередной раз свое детище  теперь оно официально называется Marvel. 

В 1962 году фирма презентует в комиксах Человека-паука, Доктора Дума, Халка. Дальше появляются Тор и Тони Старк.

Ли и Кирби конструируют свои произведения так: сначала идет представление героев (с акцентом на личностные особенности), затем происходит объединение их в супергеройскую группу для того, чтобы дать отпор какому-то мощному противнику. У Marvel такой группой стали «Мстители».

Отдельно стоит отметить Людей X, чья популярность выросла на фоне Войны во Вьетнаме с фокусом на антимилитаризм. Чего стоит ветеран Росомаха. Отразилось на создании супергероев и борьба за гражданские права. Среди таких персонажей стоит отметить Черную пантеру. 

Именно на основе этой концепции и были построены, кстати, и все крупнобюджетные фильмы, созданные в начале 2000-х. Первый популярный «Железный человек» с Робертом Дауни-младшим стал коммерческим и общественным успехом Marvel: лента собрала в прокате более 585 млн долларов и получила две номинации на премию «Оскар». 

Кадр из фильма «Железный человек» (2008), реж. - Джон Фавро

Развивая эту линию, Marvel, став частью Disney, представила десятки картин, объединенных в несколько групп:

  • Сначала была Сага Бесконечности, посвященная одноименным камнями;
  • Затем  Сага Мультивселенной, рассказывающая о многочисленных временных и локационных ответвлениях.

Общее в построении DC и Marvel

Эти компании действовали приблизительно по одним лекалам  создание героя, его развитие (жизненный путь), конструирование мультивселенной и включение этого героя в нее.

Концепция мультивселенной была нужна фирмам, так как решала сразу несколько задач:

  • Во-первых, комиксы внутри DC писали сразу несколько авторов, они часто не отслеживали хитросплетения предыдущих сюжетов  именно поэтому нестыковки в фактах устранялись многовременными и локационными форматами (например, в одном из комиксов Супермен жил в городе Смолвиль на планете Земля-1, а в другом  в Мэриленде на Земле-26), где-то Джокер мертв, а где-то жив и преуспевает и т.д;
  • Во-вторых, проект в любой момент можно было «перезагрузить», уничтожив, какую-нибудь условную Землю-1 и переместив внимание читателей на Землю-29. Это создает возможности в представлении героев, их внешнего вида и концепции поведения: ведь на одной территории полюбившийся образ может быть добрым, а на другой  злым. Многовариантность привлекает дополнительных зрителей и дает возможность двигать сюжеты в самые разные направления. 

Еще одно общее у DC и Marvel  схожие герои, обладающие приблизительно одинаковыми способностями. Аквамен и Нэмор, Танос и Дарксайд, Люди Икс и Роковой Патруль, Дэдпул и Дефстроук, Женщина-кошка и Черная кошка…

Заимствования такого рода между студиями считались обычным делом.

Например, создатель Таноса Джим Старлин не скрывал, что использовал работы своего конкурента из DC. Правда, Старлин говорил, что первоначально Танос должен был чем-то напоминать Метрона, но главный редактор Marvel Comics Рой Томас, увидев наброски с персонажем, предложил изменить концепцию: «Сделай его сильнее! Если собираешься [заимствовать], [заимствуй] действительно крутого  … Дарксайда». 

А в России есть свои компании, занимающиеся комиксами?

Да. В 2011 году была создана крупнейшая фирма этого профиля  Bubble.

Ее основатель Артем Габрелянов на первых порах высмеивал общественную жизнь в одноименных сатирических комиксах: например, в них появлялся Брюс Не Могущий (в книгах рассказывалась о судьбе одной из версий актера Брюса Уиллиса, который переехал в Россию). Однако юмор не стал популярным. Тогда Габрелянов решил переформатироваться в сторону супергеройских проектов. Для этого он выбрал наиболее архетипичные сюжеты: боевик об охотнике на демонов, детектив с полицейским и так далее.

В 2012 корпорация представила линейку первых ежемесячных журналов подобного профиля – «Бесобой», «Инок», «Майор Гром», «Красная Фурия». Позже художница Анастасия Ким вспоминала, что подготовка к запуску серии была сложной, времени катастрофически не хватало.

Сам создатель проекта указывал, что комиксы 2011-2012 года были своеобразными:

«Когда мы делали комикс …, то все было иначе. Женские образы были другими… Мы в Bubble не стесняемся развиваться и меняться. Да, на старте у нас были проблемы с описанием, действиями и визуализацией женских персонажей…, но мы подросли во всех смыслах».

В 2014 году появляются серии «Экслибриум» и «Метеора».

В 2016 компания объявила о создании кинокомпании Bubble Studios, а также о перезапуске всех комиксов.

В 2017  презентовали короткометражный фильм по мотивам комикса «Майор Гром». В 2021 вышла уже полноценная картина «Майор Гром: Чумной доктор».

В Bubble обещают уже скоро представить сериал «Фурия» и вторую часть приключений Игоря Грома.

«Мир фантастики» отмечает, что студия постепенно выходит на прибыльность: в 2019 году выручка Bubble оценивалась в 49 миллионов рублей, в 2020  в 44 миллиона.

Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной доктор» (2021), реж. - Олег Трофим

Какова интеллектуальная собственность студий?

Каждая из них обладает внушительным портфелем прав, например, на товарные знаки:

  • у Marvel  это собственно наименование компании, а также имена всех основных героев комиксов (X-men, Spider-man, Ant-Man, Халк и многие другие);
  • у DC  аналогично (Бэтмен и его обозначения в разных вариациях, Супермен, Чудо-Женщина).

Таким же образом действует и российская ООО «Бабл»  у нее десятки разнообразных товарных знаков, самым знаменитым из которых является, конечно, «Майор Гром».

Сообщает Online Patent

Источник фото: Кинопоиск

За рубежом