erid: LjN8K6oAf
Год от года популярность «мемологии» растет, о чем свидетельствует не только растущее число групп и сообществ в социальных сетях, но и увеличивающееся количество соответствующих товаров на полках офлайн магазинов и маркетплейсов. Например, настольных игр, в основе которых лежат мемы. В России популярность последних чрезвычайно высока, особенно в онлайне. Вирусный контент становится субкультурой интернет-пространства, порождает новые идеи, в связи с чем возникает вопрос: насколько законно создавать, копировать и распространять мемы?
Начнем с определения данного понятия. В интернет-коммуникации мем рассматривается как единица онлайн-общения, которая доносит аудитории определенный смысл и информацию. Чаще всего выражается в форме картинки, видео или аудиозаписи.
Каким объектом интеллектуальной собственности является мем и как безопасно создавать и использовать его?
Чаще всего мемы создаются на основе имеющихся картинок, фотографий, выдержек из видеороликов, рисунков и являются переработанным материалом.
В сфере интеллектуальной собственности пока нет четкого ответа, относятся ли мемы к объектам авторского права. Если рассматривать их как производные произведения, возникшие в результате переработки исходных ресурсов, то мемы можно отнести к объектам авторского права, так как они обладают следующими характеристиками: созданы в результате творческого труда человека, доступны для восприятия и имеют объективную форму.
Поскольку базой для создания мемов служит уже имеющийся материал, то есть чужая интеллектуальная собственность, возникает вопрос: требуется ли согласие правообладателя исходного произведения? В данном вопросе присутствует неоднозначность. С одной стороны, в соответствии со ст. 1270 ГК РФ, переработка произведения является одним из способов использования и требует разрешения правообладателя. При этом в ст. 1274 ГК РФ говорится о том, что создание произведения в жанре пародии или карикатуры допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения. Во втором случае предполагается некоммерческая цель создания производного произведения. При этом, чтобы исключить риски нарушения права автора исходного произведения, при использовании мема в некоммерческих целях следует указать информацию о нем и ссылку на источник используемых материалов (например, если вы взяли кадр из видеоролика/игры, добавили свой текст на полученный материал и опубликовали на своих ресурсах).
Какие есть нюансы при использовании мема в коммерческих целях?
Если мем возник в результате переработки производного произведения до такой степени, что не ассоциируется с ним, можно говорить о наличии самостоятельных авторских прав у создателя мема. На практике такие мемы дополнительно регистрируются в качестве товарных знаков. Их использование в коммерческой деятельности требует обязательного согласия только правообладателя мема. Если же мем ассоциируется с исходным произведением, его использование в коммерческих целях требует получение согласия автора исходного произведения.
Яна Долинина,
директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030
Фото: freepik.com/Freepik