r_arrow

Чем отличается контрафактный товар от фальсифицированного?

24 января 2024 г. 14:55
img

erid: LjN8K1ixv

Контрафакт и фальсификация – слова, которые часто употребляют, характеризуя товары ненадлежащего качества. Данные понятия достаточно схожи и ассоциируются у потребителей с некачественной, поддельной продукцией. Если говорить о терминологии данных слов, то это юридически разные понятия и не всегда контрафактная продукция имеет отношение к фальсифицированной.

В этой статье предлагаем разобраться в данных терминах и определить их существенные отличия.

1. Контрафакт

Под контрафактным товаром понимается любая продукция, изготовленная с нарушением интеллектуальных прав с целью ввести потребителя в заблуждение. Определение данного термина указано в ст. 1515 ГК РФ: «Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными». Основной его признак – отсутствие разрешительной документации (например, лицензионного договора с правообладателем) на использование объектов интеллектуальной собственности. Качество товара при этом не влияет на признание его контрафактным.

Каким бывает характер нарушений объектов интеллектуальных прав, позволяющий говорить о контрафактности продукции?

– Незаконное использование фирменного наименования, объектов авторского права или товарных знаков на изготавливаемой продукции. В подобных случаях могут использоваться названия, логотипы, изображения и фирменные элементы популярных брендов.

– Незаконное использование объектов патентного права, выражающееся в копировании внешних характеристик товара, их устройства или способа функционирования.

– Незаконное использование объектов авторского и смежного права путем тиражирования аудио- и видеоконтента на носителях.

За распространение контрафактной продукции предусмотрено несколько видов ответственности: гражданская, административная, уголовная.

2. Фальсификат

Под фальсифицированным товаром понимается поддельная продукция с нарушением технологий производства (изменение вида или свойства продукции). Данное понятие уточняется в ст. 1 Федерального Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов»: «фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия – пищевые продукты, материалы и изделия, которые являются умышленно измененными (поддельными) и (или) имеют скрытые свойства и качество и (или) информация о которых является заведомо неполной и (или) недостоверной».

Чаще всего фальсифицированными товарами могут быть лекарственные препараты, алкогольная и табачная продукция, продукты питания. За распространение подобной продукции предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.

Бывают ли случаи, когда товар может быть одновременно и контрафактным, и фальсифицированным?

Да, когда он произведен с нарушением технологий производства, а также с нарушением использования объектов интеллектуальной собственности. Для определения фальсификации необходимо установить факт несоблюдения технологий изготовления и наличия поддельных компонентов. Для определения контрафактности стоит запросить документацию, подтверждающую использование тех или иных объектов интеллектуальной собственности на товарах производителя.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: pexels.com

Юридическая практика