r_arrow

Защита интеллектуальных прав на аудиовизуальные произведения

10 января 2024 г. 13:40
img

erid: LjN8Jzgqz

Герои аудиовизуальных произведений – фильмов и мультфильмов, а также сами произведения и фрагменты их них являются наиболее популярными и востребованными на лицензионном рынке. В связи с этим случаев неправомерного использования указанных объектов интеллектуальной собственности гораздо больше, чем в иных сферах.

Чем популярнее кинокартина, тем выше спрос на продукцию с ключевыми героями из нее. Недобросовестные предприниматели и производители контрафактной продукции очень внимательно отслеживают данную тенденцию и предпринимают попытки наполнить рынок брендированной продукцией, не получая на то каких-либо разрешений со стороны правообладателя. Как правило, такая продукция дешевле, чем лицензионная, поскольку изготавливается из низкокачественных материалов, которые не просто снижают срок службы изделия, а могут быть опасны для жизни и здоровья.

Чтобы не допустить репутационных рисков для своего бренда, а также не потерять возможные доходы от лицензирования, правообладателю необходимо осуществлять защиту своих прав на объекты интеллектуальной собственности.

Поскольку фильм – составной объект интеллектуальной собственности, защите подлежат не только случаи незаконного тиражирования или демонстрации полной картины, но и факты неправомерного использования отдельных ее элементов – названия фильма или персонажей, изображения героев, кадров из фильма и музыкальных треков. Достаточно часто правообладатели регистрируют название фильма и изображения ключевых персонажей в качестве товарных знаков, получая таким образом дополнительные инструменты для ведения защиты.

Для достижения максимального эффекта защита должна осуществляться параллельно в нескольких направлениях.

Контроль за перемещением через государственную границу продукции, в том числе содержащей в себе использование объектов интеллектуальной собственности, осуществляют таможенные органы. С целью выявления фактов ввоза контрафактной продукции необходимо внести продукцию в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (сокращенно — ТРОИС). Для этого необходимо подать в таможенные органы письменное заявление с определенным перечнем документов. В каждой стране ведется свой ТРОИС с индивидуальными особенностями внесения в него объектов интеллектуальной собственности. На территории стран ЕАЭС уже давно ведется работа по созданию единого ТРОИС, который позволит обеспечить защиту бренда на территории всех союзных государств путем подачи единого заявления.

Если контрафактная продукция произведена на внутреннем рынке либо незаконным путем попала на него из-за границы, то используются иные инструменты защиты. За нарушение интеллектуальных прав предусмотрена уголовная, административная и гражданская виды ответственности. Первые два вида возможно реализовать только во взаимодействии с государственными органами – правоохранительными и таможенными. При этом инициатором проведения проверочных мероприятий может выступать как правообладатель или уполномоченное им лицо, обратившееся с соответствующим заявлением, так и непосредственно сотрудники государственных органов, выявившие факты нарушения в рамках осуществляемой ими деятельности. Административная ответственность предусматривает выплату нарушителем штрафа в размере до 200 000 рублей, либо рассчитанного исходя из объемов нелегальной продукции – до пятикратной стоимости товара или до 15/100 размера выручки от ее реализации. Дополнительно применяются такие меры, как конфискация нелегальной продукции, а также орудий совершения административного правонарушения. В случае привлечения к уголовной ответственности размер штрафа может достигать 1 000 000 рублей, кроме того, санкции статей УК РФ предусматривают лишение свободны на срок до шести лет.

Выявив случаи нарушения своих интеллектуальных прав, правообладатель либо уполномоченное им лицо может, вместо обращения с заявлением в правоохранительные органы, осуществить самостоятельный сбор доказательств данных фактов и предъявить в адрес нарушителя претензию с требованиями, а в случае отказа удовлетворить их добровольно – обратиться с иском в суд. Так реализуется процедура привлечения к гражданской ответственности. Требования правообладателя могут быть как нематериальными (о прекращении нарушения, изъятии из продажи продукции), так и материальными (о возмещении убытков или взыскании компенсации). При этом размер материальных требований рассчитывается различными способами, в зависимости от характера нарушения, разновидности объекта интеллектуальной собственности, и может составлять миллионы рублей.

Стремительное развитие электронной коммерции привело к увеличению количества фактов незаконного использования объектов интеллектуальной собственности в Интернете в целом и на маркетплейсах в частности. В связи с этим ведение защиты на данных ресурсах следует рассматривать в качестве отдельного направления. Наиболее частым нарушением является непосредственно продажа контрафактной продукции, что можно установить по представленным в карточке товара на маркетплейсе фотографиям. В данном случае имеет место незаконное использование объектов интеллектуальной собственности на самой продукции, упаковке, бирках. Однако на практике продажа контрафакта может сопровождаться тем, что недобросовестные продавцы при создании карточки товара привязывают ее к бренду, к которому фактически данный товар не имеет никакого отношения, ведь он выпущен без согласия правообладателя. Название бренда также используется в описании товара, чтобы повысить результаты поисковой выдачи. Владелец маркетплейса по действующему законодательству признается информационным посредником, который предоставляет возможность размещения объявления на своей площадке. В соответствии со ст. 1253.1. ГК РФ, к нему следует предъявлять нематериальные требования (об удалении информации или об ограничении доступа к ней). Однако, если маркетплейс знал о том, что нарушаются интеллектуальные права и не пресек нарушение по обращению правообладателя, к нему применима также и материальная ответственность. Удаление маркетплейсом карточки с контрафактным товаром не исключает возможность предъявить требования о взыскании компенсации непосредственно продавцу. На практике эффективнее параллельно действовать в двух направлениях: предъявлять нематериальные требования к маркетплейсу и аналогичные требования, дополненные материальными – в адрес продавца.

За десятилетия работы в направлении защиты прав на объекты интеллектуальной собственности специалистами нашей компании выработаны эффективные инструменты, позволяющие результативно отстаивать интересы правообладателей.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор юридической компании ООО «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: unsplash.com, автор Alphacolor

Юридическая практика