r_arrow

Территориальный брендинг

20 декабря 2023 г. 12:34
img

erid: LjN8K2k6M

В последние годы особое внимание уделяется созданию и развитию территориальных брендов, а также их дальнейшей монетизации. Субъекты РФ или отдельные населенные пункты начинают ассоциироваться с определенной атрибутикой, символикой, помогающими выделить территорию среди других. В контексте формирования и монетизации бренда города или региона надлежащее юридическое оформление прав на бренд позволяет правообладателю контролировать качество товаров и услуг, которые изготавливают либо оказывают под данным брендом, а также соответствие концепции, заложенной в него. Примером может служить звание «столица закатов», присвоенное Нижнему Новгороду. Данную формулировку начали использовать многие предприниматели, создавая мерч, тематические блюда и другую атрибутику.

Также не стоит забывать о народно-художественных промыслах и исторических символах, которые входят в состав брендов территории.

Озадачиваться надлежащим юридическим оформлением прав необходимо своевременно: не когда вы столкнулись с фактами использования объекта (создание которого потребовало от вас серьезных усилий и материальных затрат) иными лицами, а задолго до этого.

Подходы к оформлению прав зависят от разновидности объекта интеллектуальной собственности. Права на некоторые из них возникают только в результате государственной регистрации (например, на товарные знаки и объекты патентного права). Для других государственная регистрация не требуется (произведения дизайна, архитектуры, фотографические произведения). Однако и во втором случае документально оформить принадлежность данных прав все же необходимо. Если объект интеллектуальной собственности создан штатным сотрудником компании либо специалистом на аутсорсе на основании задания заказчика, то переход к заказчику прав на результаты работы должен оформляться договором авторского заказа или служебным заданием с обязательным подписанием акта приема-передачи. Очень часто на практике допускается ошибка: в указанных документах стороны либо не прописывают, либо неоднозначно формулируют пункты – кому принадлежат исключительные имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, возникшие в результате проделанной работы: переходят ли они к заказчику или остаются за исполнителем.

Основополагающим условием регистрации объектов патентного права является принцип новизны – регистрируемый объект должен быть неизвестен третьим лицам в течение определенного периода до даты подачи заявки на его регистрацию. К примеру, полезная модель обладает принципом новизны при условии, что заявка на регистрацию патента подана не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации о данной полезной модели.

Если начать фактическое использование созданного результата интеллектуальной собственности, но пропустить сроки, необходимые для соответствия результата интеллектуальной собственности принципу новизны, государственные органы попросту откажут в регистрации такого патента. А если он все же будет зарегистрирован, сохраняются риски для аннулирования такого патента заинтересованными лицами.

При регистрации товарных знаков следует учитывать, что товарный знак, как средство индивидуализации, регистрируется в определенных классах МКТУ, в которых его в последующем планируется использовать. И на данном этапе необходимо провести серьезный анализ на перспективу – в каких классах МКТУ может потенциально использоваться регистрируемый товарный знак, с учетом чего включить в заявку соответствующие классы. Помимо классов, в заявке на регистрацию, указать перечень товаров и услуг, входящих в соответствующий класс МКТУ. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем исключить риски невозможности использования товарного знака в соответствующих классах либо в отношении определенных товаров и услуг. Также это исключает риски регистрации иными лицами аналогичного товарного знака в интересующих вас классах.

Особое внимание следует уделить коллективным товарным знакам – они предназначены для индивидуализации товаров и услуг, создаваемых объединением лиц, которые изготавливают продукты с общими качественными признаками.

Объекты интеллектуальной собственности позволяют их владельцам извлекать прибыль как от самостоятельного использования, так и путем предоставления права на их использование иным лицам. Основной способ предоставления права на объекты интеллектуальной собственности – лицензирование. С помощью данного инструмента правообладатель предоставляет возможность использования объекта всем заинтересованным лицам, осуществляя при этом контроль за порядком использования бренда и получая материальное вознаграждение за предоставленное право.

Лицензионные договоры бывают двух основных видов: исключительной лицензии и не исключительной лицензии. В течение срока действия договора исключительной лицензии правообладатель не вправе использовать сам, а также предоставлять третьим лицам право использовать бренд в том объеме, в котором такое право предоставлено лицензиату. Договор не исключительной лицензии позволяет правообладателю заключить лицензионный договор с несколькими лицами с предоставлением им одинакового объема прав на использование бренда.

Таким образом, территориальный брендинг подчиняется законам интеллектуальной собственности, которые стоит изучать в целях исключения рисков нелегального использования результатов творческого труда, а также для эффективной монетизации данного направления.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Юридическая практика