r_arrow

Кто должен бороться с контрафактом: производитель или правообладатель

6 декабря 2023 г. 14:31
img

erid: LjN8Jxvwq

Иногда производители высказывают такое мнение: «Есть ли целесообразность в заключении лицензионного договора и отчислении вознаграждения правообладателю, если на рынке присутствуют лица, которые используют бренд и этого не делают?» Подобное суждение ошибочное. Скорее всего, эти производители не сталкивались с санкциями за незаконное использование бренда.

Наша практика показывает, что охраняемый бренд интереснее им. Например, в настоящее время все крупные российские анимационные студии ведут деятельность по защите создаваемых ими брендов.

Должен ли беспокоить производителя, использующего бренд, вопрос контрафакта? На наш взгляд, да, причем не меньше, чем правообладателя. Наличие контрафакта в той же категории продукции, в которой заключен лицензионный договор, негативно сказывается на продажах легальных товаров. Ведь контрафакт всегда дешевле, а о качестве потребитель узнает, как правило, только после покупки. Ежегодно производители терпят убытки, которые возникают из-за подмены легальной продукции контрафактной.

Кто же должен бороться с подделками?

В первую очередь правообладатель, поскольку у него есть все необходимые инструменты для этого. И речь не том, чтобы именно он вел такую деятельность. Ее можно доверить юридическому агентству, аналогичному нашему, которое специализируется на защите интеллектуальных прав. Деятельность подобных компаний осуществляется от имени правообладателя и в его интересах на основании соответствующего договора и выдаваемой в рамках него доверенности.

Производители, выпускающие брендированную продукцию, тоже могут бороться с контрафактом. Такое преимущество дает им исключительная лицензия. Оно заключается в том, что производители вправе от своего имени осуществлять деятельность по защите интеллектуальных прав в отношении тех фактов нарушений, которые аналогичны предоставленному праву в рамках лицензионного договора. К примеру, действует договор исключительной лицензии на использование бренда в категории кондитерских изделий. В этом случае производитель вправе самостоятельно пресекать все факты незаконного использования бренда в этой категории. На практике очень много таких случаев. Производители продукции по исключительной лицензии ведут с нашей помощью активную борьбу с контрафактом. Для этого им не требуется получения от правообладателя дополнительных документов и разрешений, право производителя следует из лицензионного договора и норм действующего законодательства.

В остальных случаях, когда действует договор не исключительной лицензии, производитель вынужден обращаться к правообладателю за помощью.  Что может сделать лицензиар?

Вариант 1. Правообладатель осуществляет борьбу с контрафактом самостоятельно, собственными силами, либо силами юридических агентств. В данном случае производитель сообщает о ставших ему известными фактах незаконного использования бренда, а правообладатель предпринимает действия по пресечению данных фактов.

Вариант 2. Правообладатель предоставляет производителю полномочия на ведение борьбы с контрафактом от имени лицензиара. В данном случае производитель заключает отдельный договор с правообладателем, по которому получает такое право, а также доверенность от лицензиара. При этом производитель может осуществлять деятельность по борьбе с контрафактом как собственными силами, так и делегировать юридическому агентству, специализирующемуся в данной области. Главное – предусмотреть право подобного делегирования в договоре с правообладателем.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: unsplash.com, автор WeLoveBarcelona.de

Юридическая практика