Мероприятия по защите конкретного бренда от незаконного использования не могут заканчиваться на борьбе с розничными точками и небольшими производствами, занимающимися контрафактом.Представители компаний – держателей брендов, впрочем, согласны с этим утверждением. Мария Ткаченко, категорийный менеджер по лицензированию ООО «ИРСОЛ»: «Работу необходимо вести во всех направлениях. Если штрафовать только продавцов, проблему это не решит,это всего лишь устранение симптомов болезни на локальном уровне. Оштрафовали одного – в другом месте появился новый, и не один. Конечно, если мы говорим о цивилизованной контролируемой рознице, федеральных сетях, то с контрафактом они предпочитают не связываться, поскольку это их репутация и неизбежные штрафы.Но по России ее доля в среднем не превышает 40%, в Москве и Санкт-Петербурге порядка 60%, но в основном, особенно на региональном уровне, пока доминируют рынки и огромное множество локальных торговцев. Здесь доля контрафактной продукции по разным оценкам может достигать 30 – 50%».
Поднимая тему ответственности правообладателей за незаконное использование лицензионных дизайнов, мы позволили себе предположить: не выгоднее ли для владельца товарного знака периодически штрафовать недобросовестных продавцов, таким образом, обогащаясь?
Оплачивая лицензионное соглашение,производитель канцтоваров за значительную сумму приобретает возможность использовать лицензионные дизайны на определенном товаре, определенной территории, на оговоренных товарах сбыта и в утвержденном виде. Безусловно, это грамотное капиталовложение для компании, стремящейся поднять узнаваемость своей продукции, ее популярность и рентабельность на рынке. Во-первых, уникальная ценность лицензионного бренда в сознании потребителя делает использование популярных дизайнов основой высокой конкурентоспособности товара на рынке. Во-вторых, во много раз сложнее соперничать с компанией, на руках у которой козыри кросс-маркетинга, то есть одновременного продвижения товара несколькими лицензиатами, реализующими бренд на разной продукции, в разных регионах. В-третьих, медийная поддержка правообладателя, заключающаяся в популяризации и бесконечной раскрутке полюбившегося потребителю образа,может без дополнительных маркетинговых и производственных усилий вывести продажи продукции на совершенно новый уровень.
Перечисляя мероприятия, предпринимаемые по всему миру для предотвращения и борьбы с появлением поддельной продукции на прилавках, специалисты института лицензирования упоминают и информационную поддержку. Важно информировать население о серьезном ущербе для здоровья, который могут нанести незаконно произведенные товары,о мерах, предпринимаемых для защиты экономики от паразитирования на рынке. Особое внимание эксперты уделяют правовой стороне вопроса. Разработка специальных законодательных норм, регулирующих защиту интеллектуальной собственности, взаимодействие сферы торговли и правоохранительных органов,международное деловое сотрудничество.В странах, вставших на путь решения проблемы контрафакта много раньше России, практикуются оперативные механизмы взаимодействия компаний, вплоть до создания «черных списков» производителей и торговцев с последующими высокими штрафами и серьезными таможенными барьерами. Контрафактные товары уничтожаются, как и оборудование, и материалы, используемые в производстве.Дмитрий Ловейко подчеркивает глобальный характер проблем, связанных с судопроизводством, касающимся незаконного использования лицензионных дизайнов: «В России отсутствует наработанная практика судебных решений, а также существует большая доля продаж игрушек и детских товаров на рынках, без кассовых аппаратов, когда правоохранительным органам сложно предъявить продавцам претензии по нарушению авторского права. В Европе, США и развитых странах Азии другие требования к торговым точкам, другое отношение к выполнению таких требований.Проблема неконтролируемой розницы там,в целом, решена.
Дмитрий Ловейко перечисляет действия, способные помочь правообладателю предотвратить появление подделок на рынке: «Правообладатель может брать на себя защиту продукции лицензиата от контрафакта, например, через механизм регистрации товарных знаков и ведения деятельности по отслеживанию контрафакта и борьбы с ним. Если у лицензиата эксклюзивные права,то они также нарушаются, и борьба может проводиться вместе, согласованно, в том числе лицензиар и лицензиат могут выступать совместно в судах. Иногда вести такую деятельность проще лицензиату, если, например,правообладатель иностранный, но при этом правообладатель берет на себя обязанность предоставить в суд все необходимые для подтверждения авторства документы и так далее».Михаил Кулешов признается, что ни правообладателям, в большинстве случаев находящимся за границей,ни их представителям – лицензионным агентствам, обладающим ограниченным количеством сотрудников, не под силу мониторить огромную территорию Российской Федерации. Кроме того, представители обладателей брендов должны позаботиться о том, чтобы контрафактная продукция была снята с продажи. До производителя сомнительного товара и каких-либо санкций в его сторону дело доходит, скажем так, не всегда. То есть, раз за разом лицензиар сметает с полки некачественный товар с одной стороны, в то время как с другой стороны недобросовестный продавец уже поставляет следующую порцию контрафакта. Пиратское счастье, что производство такой продукции достаточно прибыльно, и серьезных убытков в связи с редкими потерями тиража подделок они не несут.
От главного редактора
Воспользовавшись служебным положением я, как главный редактор журнала, прочитал текст статьи еще до выхода номера в печать. Сколько умных слов! Но, наверное, по скудости ума, я так и не понял, где,собственно, беспощадная борьба с пиратством? Где трупы, качающиеся на реях боевых кораблей антиконтрафактных структур, выпущенных в бурное море российского канцелярского рынка? Слова, слова, слова…Интервью с представителями агентств вызывают больше вопросов,чем дают ответов.
В России «серый» рынок – это затрудняет его контроль. Да, затрудняет. Но мы покупали контрафактную продукцию не на базаре, а в торговых сетях, под кассовый чек с наличием накладной. Где же тут «серый»рынок?
Другой респондент сомневается в эффективности наложения штрафов на продавцов. Странная позиция. Продавец знал о пиратском происхождении товара, но при этом продолжал им торговать, факт преступления очевиден, продавца надо наказывать. Закон есть закон.
Если регулярно наказывать продавцов, у них быстро возникнет понимание, что торговать контрафактом себе дороже. Мне так кажется. И потом, мы нашли не только продавцов, но и производителей контрафакта. Как с ними быть?Далее респондент говорит, что на месте одного оштрафованного появляется «новый, и не один». Какой можно сделать из этого вывод?Борьба бесполезна? И тут же идут цифры: доля продаж контрафакта у независимых, не сетевых не федеральных торговцев может достигать30-50%. Ребята, а вы почему спите? Почему не слышно свиста боевых секир? Почему головы пиратов не висят на стенах ваших офисов вместо дипломов и наград? Или это потому, что «проблемы контрафакта глобальны и это не только наша головная боль»? А чья тогда? Или таким образом вы признаетесь, что бороться с этим явлением бесполезно и хлопотно? По этим причинам и не боретесь. А за что вы тогда берете с покупателей лицензии немаленькие деньги? Или так: деньги берете вы,а бороться должно государство? («… на западе понимают, что, борясь сконтрафактом на государственном уровне, они защищают собственных производителей и правообладателей, тем самым развивая экономику страны»). А прочему российское государство должно защищать западные бренды, когда оно свои-то не защищает?Еще один вопрос. Вам не хватает сотрудников для мониторинга рынка, потому что Россия большая. А когда на рынок выходили, вы на карту не смотрели? И если за лицензию берутся немаленькие деньги, заложены ли конкретные проценты в лицензионном договоре на борьбу с контрафактом? И может ли каждое агентство представить отчет индустриальному изданию, сколько денег потрачено и сколько злодеев поймано?Пока мы видим только пресс-релизы о том, как здорово торговать лицензионной продукцией.И последний вопрос: почему маленькая редакция в состоянии найтиконтрафакт, объединить производителей на борьбу, а «крутые» владельцы брендов этого сделать не могут?Очень ждем конкретных ответов на не менее конкретные вопросы.Хотелось бы довести до сведения правообладателей, что мы не толь-ко декларируем борьбу с негативными явлениями на рынке, но и обычно доводим работу до конца.
Так как дело касается интересов отечественного производителя, то их защиту мы считаем своей первейшей обязанностью, и вопросы, касающиеся борьбы с контрафактом, мы будем рассматривать не только на местном уровне, но и на международном, благо возможности для этого есть.
P.S.: Прошло немало времени с того момента, как мы объявили о том,что есть конкретные компании, торгующие и производящие контрафакт,есть образцы продукции и кассовые чеки. Но только владельцы брендов почему-то не торопятся забрать их из редакции и вообще не интересуются этим вопросом. Странно, не правда ли?
Текст: Мария Гурова
Журнал "Канцелярское Дело"
№ 12 (180) ДЕКАБРЬ/ЯНВАРЬ 2012-2013