r_arrow

Кто занимается вопросами защиты интеллектуальной собственности

18 октября 2023 г. 10:57
img

erid: LjN8KZKfz

Участвуя в различных мероприятиях, общаясь со специалистами из разных областей, мы анализируем, насколько сфера интеллектуальной собственности важна и ценна в их деятельности.

Многие предприниматели не озадачиваются вопросами, связанными с оформлением прав на результаты своего творческого труда, в результате чего сталкиваются с неблагоприятными последствиями.

По нашему опыту можем сказать: большинство считает, что заниматься вопросами интеллектуальной собственности должны только известные и мировые бренды либо специалисты творческих профессий. Однако это не так. В данной статье мы выясним, кому все-таки необходимо озадачиваться данными юридическими вопросами.

Фирменное наименование

Субъектами права на фирменное наименование являются юридические лица.

Фирменное наименование юридического лица – объект интеллектуальной собственности. Прежде чем начинать свою деятельность, собственники компаний должны решить данный вопрос. Фирменное наименование включает не только название, но и организационно-правовую форму юридического лица, которое имеет право на одно полное и одно сокращенное фирменное наименование на русском языке и дополнительно – одно полное и одно сокращенное название на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Права на фирменное наименование возникают только в силу государственной регистрации, а регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба.

При нарушении исключительных прав на фирменное наименование правообладатель вправе предъявлять нарушителю нематериальные и материальные требования.

Товарный знак

Владельцами товарного знака могут выступать юридические и физические лица, как в статусе индивидуального предпринимателя, так и без него.

Собственники бизнеса должны начинать свою деятельность с изучения вопросов оформления прав на бренд независимо от того, какое у них направление деятельности. Результат данного процесса – регистрация товарного знака. Юридическое оформление на изображение и название своего бренда повышают привлекательность компании среди клиентов, позволяют получить нематериальный актив, а также защититься от неправомерного использования сходного или тождественного обозначения.

Например, товарный знак № 762980

 

Затем можно переходить к защите изображений товарной группы/своих услуг и в качестве товарного знака зарегистрировать изображение товара, фирменный цвет компании, названия товаров/услуг и другие объекты, идентифицирующие вас и вашу продукцию.

Например:

Товарный знак № 805487 (внешний вид изделия):

 

Товарный знак № 560598 (фирменный цвет компании ПАО «Мобильные ТелеСистемы»):

Индивидуализировать товары и услуги товарным знаком может как правообладатель, так и иные лица с его согласия.

Вопросами защиты товарного знака занимаются правообладатель и лицензиаты, заключившие договор исключительной лицензии. На практике такие договоры заключают эксклюзивные дистрибьюторы продукции и крупные производители.

Объекты авторского и смежного права

Владельцами объектов авторского и смежного права могут быть физическое лицо или группа лиц (соавторы), а также юридические лица, которые приобрели данные объекты на основании договора с автором (он – только физическое лицо).

Рассматриваемые категории объектов включают множество результатов творческого труда: музыку, фильмы, театральные постановки, книги, картины, фотографии, дизайн, произведения архитектуры и др.

Данные объекты не требуют обязательной регистрации, при этом указанный факт не принижает их защищенность в сравнении с иными объектами интеллектуальной собственности.

Объекты авторского и смежного права могут использоваться в коммерческой деятельности авторами, а также лицами, которым исключительные права переданы навсегда (договор авторского заказа, договор об отчуждении) или во временное использование (лицензионный договор).

Результаты творческого труда из различных креативных индустрий: аудиовизуальные произведения, произведения архитектуры, графические изображения и веб-дизайны и др.

Патентное право

Патентообладателями могут быть физические и юридические лица, при этом авторами являются только физические лица.

Чаще всего объектами патентного права становятся результаты научно-технической деятельности, которые можно зарегистрировать в качестве изобретения, полезной модели, либо результаты труда сферы дизайна (например, внешний вид изделия) – они регистрируются в качестве промышленного образца.

Осуществить процесс регистрации помогают специалисты со специальным статусом – патентные поверенные.

Пример: изобретение № 2799930.

Промышленный образец № 138548.

Объекты патентного права используются преимущественно патентообладателями в своей коммерческой деятельности, но нередки и случаи лицензирования.

Защитой данных объектов от своего имени вправе заниматься   патентообладатели, а также лицензиаты, заключившие договор исключительной лицензии.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: flickr.com, автор krida Legal

Юридическая практика