erid: LjN8K2gMp
Лицензионные договоры с крупными правообладателями часто бывают объемными. В них детально регулируются все аспекты отношений сторон. Ирина Гущина, юрист практики «Сопровождение IP и IT сделок» Semenov&Pevzner, рассказала, на какие условия стоит обратить особое внимание, чтобы облегчить ознакомление и не упустить самое главное.
Вид лицензии
Видов лицензии два – исключительная и простая (неисключительная).
Если лицензия исключительная, правообладатель не сможет выдавать другие лицензии, которые пересекаются с вашей. То есть, вы будете эксклюзивным обладателем лицензии на заданные категории товаров в пределах территории и срока, которые вы согласуете.
Если лицензия неисключительная, то правообладатель сможет выдавать лицензии, которые пересекаются с вашей. Цена за неисключительную лицензию будет ниже.
Какие объекты вам лицензируются
Лицензия может даваться как на все элементы бренда, так и, например, на отдельного персонажа. Вместе с этим может предоставляться право использования логотипов, слоганов, дополнительных изображений и так далее.
Обычно правообладатели предоставляют стайл-гайд или руководство по стилю. В нем содержатся правила оформления и использования тех элементов бренда, которые предоставлены по договору.
Общие пределы лицензии
Нужно помнить: использование объектов за пределами предоставленной лицензии – это нарушение договора. Поэтому рекомендуем проверить:
Условия о производстве и согласовании образцов
Часто правообладатели просят информировать их о конкретном перечне производителей, с которыми вы будете работать для создания продукции. Кроме этого, договор с правообладателем может обязывать вас при подписании договоров с производителями учитывать определенные условия.
Перед началом производства может понадобиться согласование образцов продукции с правообладателем. Это делается для контроля качества продукции. Нарушение заданной в договоре процедуры может повлечь для вас штрафные санкции.
Каналы распространения
В договоре могут присутствовать ограничения на пути продажи лицензионной продукции. Например, могут быть установлены только розничные или оптовые каналы распространения. Возможны ограничения по назначению одного покупателя в качестве эксклюзивного канала распространения.
Финансовые условия и отчетность
Обычно вознаграждение по лицензионным договорам платится в форме роялти. Важно проверить:
Если вознаграждение установлено в виде фиксированной суммы, следует проверить сроки ее выплаты.
Также рекомендуем проверить и закрепить для себя требования правообладателя к предоставлению отчетов: как часто их нужно предоставлять, и какую информацию в них надо включать.
Маркетинговые обязательства
Часто правообладатели запрашивают предварительный маркетинговый план по продвижению и продаже продукции, чтобы удостовериться в выгодности сделки. Договор может предусматривать размер регулярных трат лицензиата на рекламные цели за свой счет, то есть маркетинговое обязательство.
Ответственность и применимое право
Рекомендуем проверить, какие в договоре установлены основания для ответственности, и в каких размерах она применяется. Ответственность может быть не только за нарушение пределов лицензии, но и, например, за разглашение конфиденциальной информации или несоблюдение предусмотренных в договоре процедур.
Еще один важный вопрос – каким правом регулируется договор. Если право иностранное, то оно может предусматривать дополнительные основания для вашей ответственности. Советуем заранее обсудить это с правообладателем.
Ирина Гущина,
юрист практики «Сопровождение IP и IT сделок»
юридической фирмы Semenov&Pevzner
Реклама. ООО «Семенов и Певзнер»
ИНН: 772874293