r_arrow

Упаковка как объект интеллектуальной собственности

16 августа 2023 г. 10:50
img

Выбирая ту или иную продукцию, покупатели обращают внимание не только на качество и состав товара, но и на его упаковку. Более того, заходя в магазин, мы нередко сначала оцениваем внешний вид товара, размещенного на полках. В связи с этим производители стремятся сделать упаковку яркой и необычной, притягивающей внимание – она должна повышать спрос на продукцию. Один из способов привлечения внимания целевой аудитории к производимым товарам – размещение объектов интеллектуальной собственности на них. Самым ярким примером является нанесение изображений героев мультфильмов на упаковку детских товаров.

Однако и сама упаковка может быть объектом интеллектуальной собственности, если она содержит оригинальный дизайн либо графику, которые можно оформить в качестве объектов авторского права либо зарегистрировать в качестве объекта патентного права или товарного знака. К объектам авторского права, которые могут быть использованы в упаковке, относятся произведения дизайна, выражающиеся во внешней форме упаковки, и произведения изобразительного искусства в виде рисунков, использованных на упаковке.

Над созданием данных объектов интеллектуальной собственности работают дизайнеры и художники. Если это штатные сотрудники компании — производителя товаров, то переход интеллектуальных прав от исполнителя к заказчику оформляется служебным заданием в рамках трудового договора и актом приема-передачи. Если специалист, создающий тот или иной объект интеллектуальной собственности, не находится в трудовых отношениях с заказчиком, между ними заключается договор авторского заказа. При заключении договора с компанией, где работает автор, заключается договор на создание произведения. Одно из самых важных условий рассмотренных договоров – условие о переходе от исполнителя к заказчику исключительных имущественных прав на созданный объект интеллектуальной собственности. В противном случае, данные права остаются у автора. Несмотря на важность данного пункта, на практике достаточно часто встречаются ситуации, когда в договоре указанный пункт сформулирован не однозначно, либо отсутствует вовсе.

Важно отметить, что срок действия исключительных право на дизайн и рисунки как объекты авторского права составляет период жизни автора и 70 лет после его смерти. Для возникновения объектов авторского права не требуется процедура государственной регистрации, что существенно экономит время и деньги. Объекты авторского права подлежат охране в странах, присоединившихся к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 1886 года (на сегодняшний день к ней присоединилось более 180 государств).

Дизайн упаковки (при желании и наличии определенных условий) можно зарегистрировать в органах государственной власти. В России эту функцию выполняет Федеральная служба по интеллектуальной собственности – Роспатент. В данном случае возникает новый вид интеллектуальных прав — патентные права на промышленный образец, регистрация которого происходит при выполнении следующий условий: новизна, оригинальность и промышленная применимость.

Срок действия исключительных прав на промышленный образец –  5 лет с даты подачи заявки на регистрацию. При этом есть возможность периодического продления срока действия каждые 5 лет, но в целом не более 25 лет.

Внешний вид упаковки, как в части формы, так и в изобразительной части, может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. При этом в качестве товарного знака может быть зарегистрировано изображение не только в двухмерной проекции, но и в объемном виде. Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию с возможностью продления на 10-летние периоды неограниченное количество раз.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор ООО «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954

erid: LjN8KA9kE

Фото: unsplash.com, автор Stephen Kong

Юридическая практика
13 августа 2025 г. 15:46

Уже давно мерч перестал быть обычным сувениром, его выпуск превратился в прибыльный бизнес. Однако за кажущейся простотой производства скрываются серьезные юридические риски. Использование чужих персонажей, логотипов и даже цитат без разрешения правообладателя – не просто «фанатская инициатива», а нарушение закона. Авторские права, товарные знаки, лицензионные соглашения – игнорирование таких аспектов может привести к судебным искам, штрафам и даже закрытию бизнеса. В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу компании «Медиа-НН», разбирает, что считается фанатским мерчем с точки зрения закона, какие нарушения чаще всего допускают производители и как можно легально работать с популярными брендами. Если вы планируете выпускать мерч или уже это делаете, данная информация убережет вас от дорогостоящих ошибок.

10 сентября 2025 г. 15:49

В период стремительного развития цифровых технологий традиционные правовые институты сталкиваются с новыми вызовами. Одной из наиболее актуальных проблем в сфере интеллектуальной собственности стало противоречие между классическими территориальными ограничениями в лицензионных договорах и трансграничной природой электронной коммерции.
Как правообладателям защитить свои исключительные права, когда интернет-платформы стирают географические границы? Каким образом лицензиатам избежать непреднамеренных нарушений при работе в онлайн-среде? Эти вопросы требуют не только глубокого понимания законодательства, но и новых подходов к составлению лицензионных соглашений.
В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН», рассматривает ключевые аспекты территориальных ограничений в лицензионных договорах и предлагает решения для гармоничного взаимодействия всех участников лицензионных отношений.