Выбирая ту или иную продукцию, покупатели обращают внимание не только на качество и состав товара, но и на его упаковку. Более того, заходя в магазин, мы нередко сначала оцениваем внешний вид товара, размещенного на полках. В связи с этим производители стремятся сделать упаковку яркой и необычной, притягивающей внимание – она должна повышать спрос на продукцию. Один из способов привлечения внимания целевой аудитории к производимым товарам – размещение объектов интеллектуальной собственности на них. Самым ярким примером является нанесение изображений героев мультфильмов на упаковку детских товаров.
Однако и сама упаковка может быть объектом интеллектуальной собственности, если она содержит оригинальный дизайн либо графику, которые можно оформить в качестве объектов авторского права либо зарегистрировать в качестве объекта патентного права или товарного знака. К объектам авторского права, которые могут быть использованы в упаковке, относятся произведения дизайна, выражающиеся во внешней форме упаковки, и произведения изобразительного искусства в виде рисунков, использованных на упаковке.
Над созданием данных объектов интеллектуальной собственности работают дизайнеры и художники. Если это штатные сотрудники компании — производителя товаров, то переход интеллектуальных прав от исполнителя к заказчику оформляется служебным заданием в рамках трудового договора и актом приема-передачи. Если специалист, создающий тот или иной объект интеллектуальной собственности, не находится в трудовых отношениях с заказчиком, между ними заключается договор авторского заказа. При заключении договора с компанией, где работает автор, заключается договор на создание произведения. Одно из самых важных условий рассмотренных договоров – условие о переходе от исполнителя к заказчику исключительных имущественных прав на созданный объект интеллектуальной собственности. В противном случае, данные права остаются у автора. Несмотря на важность данного пункта, на практике достаточно часто встречаются ситуации, когда в договоре указанный пункт сформулирован не однозначно, либо отсутствует вовсе.
Важно отметить, что срок действия исключительных право на дизайн и рисунки как объекты авторского права составляет период жизни автора и 70 лет после его смерти. Для возникновения объектов авторского права не требуется процедура государственной регистрации, что существенно экономит время и деньги. Объекты авторского права подлежат охране в странах, присоединившихся к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 1886 года (на сегодняшний день к ней присоединилось более 180 государств).
Дизайн упаковки (при желании и наличии определенных условий) можно зарегистрировать в органах государственной власти. В России эту функцию выполняет Федеральная служба по интеллектуальной собственности – Роспатент. В данном случае возникает новый вид интеллектуальных прав — патентные права на промышленный образец, регистрация которого происходит при выполнении следующий условий: новизна, оригинальность и промышленная применимость.
Срок действия исключительных прав на промышленный образец – 5 лет с даты подачи заявки на регистрацию. При этом есть возможность периодического продления срока действия каждые 5 лет, но в целом не более 25 лет.
Внешний вид упаковки, как в части формы, так и в изобразительной части, может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. При этом в качестве товарного знака может быть зарегистрировано изображение не только в двухмерной проекции, но и в объемном виде. Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию с возможностью продления на 10-летние периоды неограниченное количество раз.
Георгий Давидьян,
исполнительный директор ООО «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954
erid: LjN8KA9kE
Фото: unsplash.com, автор Stephen Kong