По итогам первого полугодия 2023 года FMCG-индустрия стабилизировалась, а постепенное оживление покупательских настроений стало еще более заметным. Демонстрирует этот тренд динамика продаж на омниканальном FMCG-рынке: в июне рост всей индустрии составил 8,5%, что было полностью обусловлено вкладом реального спроса (10,1%) на фоне дефляции (-1,6%). Об этом говорится в исследовании NielsenIQ (есть в распоряжении Sostav). Компания подготовила обзор трендов FMCG-рынка и проанализировала итоги первого полугодия 2023 года.
В рамках исследования были изучены разбивки по каналам торговли, регионам и отдельным категориям на омниканальном рынке (включающем как офлайн-, так и онлайн-продажи).
«Сейчас мы находимся именно в такой точке, за которой индустрию ждет постепенное медленное восстановление спроса (в случае отсутствия новых негативных факторов). Об этом свидетельствуют, как минимум, две цифры. Первая: индекс покупательского оптимизма второй квартал подряд находится в зоне выше 100 пунктов и указывает на то, что уверенность в личных перспективах и готовность совершать покупки среди преобладающей части россиян укрепляются после снижения на заре любого экономического кризиса. Вторая цифра поддерживает первую: происходит восстановление натуральных продаж и замедление инфляции вплоть до дефляции на FMCG-рынке», – комментирует директор по работе с ритейлом NielsenIQ Константин Локтев.
По его словам, на эти цифры все еще влияет эффект низкой базы прошлого года, но вместе с тем устойчивый рост натуральных продаж – «это тот долгожданный индикатор, который дает надежду на сдержанный, но рост в ближайшие несколько месяцев».
К середине 2023 года темпы продаж почти во всех каналах современной розницы ускорились, говорится в исследовании. Особенно это заметно в минимаркетах – единственном офлайн-канале, который развивается двузначными темпами как в денежном, так и в натуральном выражении.
Однако основной вклад в рост рынка, по мнению аналитиков NielsenIQ, вносит другой формат магазинов – дискаунтеры. Несмотря на то, что темпы их продаж уступают минимаркетам и онлайн-торговле, именно они становятся ключевым каналом для индустрии: из 6,1% роста всего омниканального рынка сразу 5,1 п.п. обеспечено положительным вкладом таких магазинов. «Это происходит за счет высокой доли дискаунтеров в структуре продаж всех FMCG – в денежном выражении она составляет более 55%», – отмечают в компании.
Динамика натуральных продаж в регионах восстанавливается значительно быстрее, чем в Центральном федеральном округе, а рост регионов на омниканальном рынке происходит в том числе за счет развития интернет-торговли, указывают в NielsenIQ.
Восстановление спроса на омниканальном рынке активнее всего происходит в продуктовой группе, а темпы развития непродовольственных товаров развиваются в том числе благодаря увеличению заказов через интернет. Самый высокий вклад в развитие группы внесли такие категории, как средства личной гигиены, уход за телом и уход за волосами. «Несмотря на то, что с точки зрения натуральных продаж индустрия все еще находится в отрицательной зоне, во втором квартале темпы ее развития на омниканальном рынке начали ускоряться», – указывают аналитики NielsenIQ.
К началу июня звание самого быстрорастущего канала вернулось к онлайн-рынку. В интернет-магазинах и на маркетплейсах продажи товаров повседневного спроса за последние шесть месяцев выросли на 24%.
В отдельные месяцы 2023 года эти показатели были «еще более впечатляющими», подчеркивают в компании. Например, в мае и июне номинальный рост онлайн-рынка составил 43−44%, а дефляция в этот период превысила средние показатели сразу в пять раз (-15%).
Развитие онлайн-канала происходит за счет все большего проникновения сервисов в повседневную жизнь покупателей, которые все чаще переключаются от стратегии закупок в интернете в пользу заказа маленьких корзин (1−5 позиций в чеке). Это отражается не только на росте числа заказов, но и на усилении значимости категорий с коротким сроком хранения. Одновременно увеличивается и доля интернет-торговли: в январе-июне 2023 она выросла почти на 1 п.п. год к году и уже достигла 7,6% в структуре омниканального рынка.
«Учитывая, что в текущий момент покупательская уверенность укрепляется, можно ожидать, что все больше покупателей будут постепенно отходить от сберегательной модели поведения и наращивать траты. Такой вывод можно сделать не только на основе индекса потребительского оптимизма, который позволяет оценить рациональное восприятие текущей ситуации, но и на эмоциональной компоненте: почти половина респондентов (45%) к концу второго квартала описывают свое текущее психоэмоциональное состояние как "абсолютно спокойное" и "спокойное"», – отмечают в NielsenIQ.
Одновременно с этим развитие спроса поддерживает и текущее замедление роста цен. По мнению аналитиков, совокупность этих факторов «как раз и позволяет говорить о перспективах постепенного восстановления рынка с точки зрения натуральных продаж при отсутствии новых негативных факторов».
Сообщает Sostav
Фото: Freepik