r_arrow

Франчайзинг и лицензирование – в чем разница

9 августа 2023 г. 10:07
img

Зачастую начинающие предприниматели не знают, какие договоры нужно заключать в том или ином случае, чем отличается лицензия от франшизы. Между тем эти аспекты очень важны для успешного ведения коммерческой деятельности.

Что такое лицензия

В сфере интеллектуальной собственности лицензия, по сути, является разрешением правообладателя на использование принадлежащих ему результатов интеллектуальной деятельности (РИД), например, товарных знаков, запатентованных изобретений, программ ЭВМ и пр. Путем заключения лицензионного договора правообладатель (лицензиар) предоставляет другому лицу (лицензиату) право использования такого объекта в пределах, установленных договором, а лицензиат обязуется выплачивать вознаграждение и/или осуществлять иные действия.

Чаще лицензии на товарные знаки приобретают компании, которые работают с товарами и/или услугами. Действительно, это отличный вариант для производителя – чтобы повысить привлекательность выпускаемого товара, достаточно добавить на продукцию хорошо известный бренд или изображение. Также это хорошая возможность расширить свой бизнес для правообладателя, товарный знак которого уже приобрел значительную узнаваемость.

Что такое франшиза

Франчайзинг, или франшиза также является способом передачи за вознаграждение права на использование принадлежащих правообладателю РИД. В совокупности в рамках франчайзинга правообладатель (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) готовую модель бизнеса, свою деловую репутацию, опыт, производственные навыки и технологии.  В российской практике подобные отношения оформляются через так называемый договор коммерческой концессии.

Франчайзи, приобретая франшизу, получает возможность открыть собственный бизнес, который, по сути, дублирует модель бизнеса правообладателя. Последний устанавливает для франчайзи разработанные им стандарты по ведению и организации бизнеса, проводит обучение персонала, предоставляет рекомендации, советы, инструкции по использованию товарного знака, при необходимости сырье и материалы. В таком случае предполагается более тесное и длительное сотрудничество.

Многие сетевые рестораны, кафе, бары работают по франшизе. Независимо от места расположения, такое заведение всегда будет выглядеть одинаково. Правообладатель и все франчайзи используют единый фирменный стиль в одежде, внутреннем и внешнем оформлении помещения, имеют единые стандарты качества обслуживания, предлагают одинаковую продукцию и услуги. Примерами известных франшиз являются: сеть ресторанов «Вкусно – и точка», маркетплейс OZON, магазины «Пятерочка» и Fix Price, автозаправочные станции LUKOIL, лаборатории «Инвитро», информационные центры «Консультант Плюс».

Франчайзинг часто применяется в сфере услуг, связанных, например, с общественным питанием, туризмом, недвижимостью, консалтингом, образованием, спортом, а также в розничной торговле и в сфере производства.

Предоставляя лицензии и франшизы, правообладатель в обоих случаях получает выгоду от использования своей интеллектуальной собственности, при этом сам не утрачивает свое исключительное право в отношении данного объекта или объектов.

Отличия договоров

Некоторые полагают, что лицензионный договор – это упрощенный вариант договора коммерческой концессии, однако это не совсем так. Действительно, к договорам коммерческой концессии применяются положения раздела VII Гражданского Кодекса о лицензионном договоре, тем не менее данные договоры имеют разные конструкции и применяются в различных бизнес-моделях.

Отличие данных типов договоров заключается, прежде всего, в том, что лицензионный договор направлен на использование лишь отдельных объектов интеллектуальной собственности (например, может включать один или несколько товарных знаков либо патентов), в то время как предметом договора коммерческой концессии является целый комплекс исключительных прав – на товарный знак, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау), может включать объекты авторского права, программы ЭВМ, базы данных и др.

В предмет договора коммерческой концессии в обязательном порядке должен быть включен товарный знак. В случае прекращения права на товарный знак, если не происходит замена прекратившегося права новым аналогичным правом, договор коммерческой концессии также прекращается.

Второе отличие – уровень контроля со стороны правообладателя. В рамках франчайзинга правообладатель более жестко контролирует использование своего бренда, поскольку все франчайзи действуют в пределах одной системы. Франчайзер предоставляет пользователю техническую и коммерческую документацию, инструкции и правила по использованию бренда, пристально следит за соблюдением всех принятых им стандартов, может контролировать место размещения офиса и его оформление, а также функционирование бизнеса в целом. При этом франчайзи лишен самостоятельности, так как основные вопросы, связанные с ведением бизнеса, решает правообладатель, или такие вопросы необходимо согласовывать с ним. Для начинающего предпринимателя в этом есть и положительные моменты – он запускает бизнес по уже отлаженной системе, и, поскольку получает в процессе обучения поддержку со стороны правообладателя, предпринимательские риски минимизированы. Однако для опытных бизнесменов чрезмерный контроль может быть обременительным.

Следующее отличие состоит в том, что при заключении договора коммерческой концессии правообладатель несет дополнительную (субсидиарную) ответственность за качество товаров и услуг, предлагаемых франчайзи. То есть, если качество товаров или услуг не соответствует ожиданиям потребителя, а сам франчайзи не может или отказывается удовлетворить претензии покупателя, то ответственность переходит к владельцу бренда. При заключении лицензионного договора такая ответственность не предусмотрена.

Кроме того, договор коммерческой концессии отличается тем, что в нем может быть предусмотрен ряд ограничений прав франчайзи, в частности правообладатель может устанавливать запрет на осуществление конкурирующей с правообладателем деятельности и реализацию товаров конкурентов, устанавливать цены на реализуемые франчайзи товары, работы и услуги, ограничивать территорию ведения бизнеса. Установление таких ограничений в рамках иных договоров может являться нарушением антимонопольного законодательства.  

Необходимо также отметить, что законом закреплено преимущественное право франчайзи, надлежаще исполнявшего свои обязанности в течение срока действия договора коммерческой концессии, на заключение договора на новый срок. Таким образом закон защищает добросовестных франчайзи, вложивших свои средства в развитие бизнеса. Лицензионный договор не дает такого преимущества.

Стоимость франшизы, как правило, выше по сравнению с лицензией, однако взамен можно получить сразу готовый бизнес, а не только доступ к определенным товарным знакам и способам использования. Тем не менее, при выборе необходимо исходить из целей и задач бизнеса, а не ценовой разницы. Приобретателю необходимо оценить, на каком этапе находится бизнес правообладателя, насколько узнаваем его бренд, достаточно ли он конкурентоспособный. Если начинающему предпринимателю требуется наставник для запуска бизнеса, ему скорее подойдет франчайзинговая модель, а если бизнес успешно функционирует уже некоторое время, и владелец желает его расширить за счет чужих известных брендов, в этом случае заключение лицензионного договора на отдельные товарные знаки может быть лучшим решением. Если сторонам все же затруднительно сделать выбор самостоятельно, целесообразно привлечь квалифицированного юриста для консультации.

Татьяна Каретина,

 юрист «Городисский и Партнеры», Москва

Реклама. ООО «Юридическая фирма Городисский и Партнеры»

ИНН 7702195561

erid: LjN8K8Qm8

Фото: pexels.com, автор Kampus Production

Интервью и аналитика