r_arrow

Механизмы защиты интеллектуальной собственности в сети «Интернет»

2 августа 2023 г. 10:49
img

За последние годы оборот товаров на маркетплейсах значительно увеличился. К сожалению, на данных площадках рядом с лицензионной продукцией соседствуют нелегальные товары, содержащие в себе незаконное использование объектов интеллектуальной собственности. В большинстве случаев такая продукция низкого качества, а ее использование может повлечь риски для жизни и здоровья потребителя.

Какие существует разновидности незаконного использования объектов интеллектуальной собственности на маркетплейсах?

Чаще всего они выражаются в виде непосредственной продажи нелицензионной продукции, что можно установить по представленным в карточке фотографиям товара.  В данном случае имеет место незаконное использование объектов интеллектуальной собственности на самой продукции, упаковке, бирках. На практике продажа таких товаров сопровождается тем, что недобросовестные продавцы при создании карточки привязывают ее к бренду, к которому фактически данный продукт не имеет отношения, ведь он выпущен без согласия правообладателя. Название бренда также используется в описании товара, чтобы повысить результаты поисковой выдачи. Кроме того, специалисты нашей компании часто сталкиваются с ситуациями, когда при продаже продукции используются чужие фотографии товаров, также являющиеся объектами интеллектуальной собственности.

Данные факты нарушений можно пресекать в досудебном и судебном порядке.

Фактически существуют две категории субъектов, к которым можно предъявить требования относительно нарушений на маркетплейсах:

  1. администратор интернет-ресурса (владелец маркетплейса);
  2. продавец.

Законодательством установлено, что к владельцу маркетплейса следует предъявлять нематериальные требования – об удалении информации или об ограничении доступа к ней. Однако в соответствии с п. 3 ст. 1253.1. ГК РФ, к нему могут быть предъявлены иные разновидности требований, в том числе о выплате денежной компенсации за нарушение интеллектуальных прав при единовременном присутствии следующих условий:

  1. владелец знал и должен был знать о том, что использование интеллектуальной собственности продавцом является неправомерным;
  2. владелец своевременно не принял меры для прекращения нарушения после получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении его прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в интернете, на которых размещен такой материал.

В связи с этим к владельцу маркетплейса в первую очередь необходимо предъявлять требования об удалении информации, содержащей в себе незаконное использование объектов интеллектуальной собственности. Это можно сделать путем направления претензии по его юридическому адресу. Кроме того, на маркетплейсах реализованы системы обработки электронных обращений, призванные ускорить процесс пресечения нарушений.

Что касается продавцов на маркетплейсах, то привлечение их к ответственности не требует соблюдения каких-либо условий, кроме подтверждения факта незаконного использования объектов интеллектуальной собственности с их стороны. В карточке товара можно просмотреть информацию о продавце, достаточную для его идентификации и последующего предъявления претензии или иска. К продавцу, в отличии от владельца маркетплейса, сразу можно предъявлять как материальные, так и не материальные требования.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор ООО «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954

erid: LjN8JxH7p

Фото: pexels.com, автор Nataliya Vaitkevich

Юридическая практика
10 сентября 2025 г. 15:49

В период стремительного развития цифровых технологий традиционные правовые институты сталкиваются с новыми вызовами. Одной из наиболее актуальных проблем в сфере интеллектуальной собственности стало противоречие между классическими территориальными ограничениями в лицензионных договорах и трансграничной природой электронной коммерции.
Как правообладателям защитить свои исключительные права, когда интернет-платформы стирают географические границы? Каким образом лицензиатам избежать непреднамеренных нарушений при работе в онлайн-среде? Эти вопросы требуют не только глубокого понимания законодательства, но и новых подходов к составлению лицензионных соглашений.
В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН», рассматривает ключевые аспекты территориальных ограничений в лицензионных договорах и предлагает решения для гармоничного взаимодействия всех участников лицензионных отношений.
 

13 августа 2025 г. 15:46

Уже давно мерч перестал быть обычным сувениром, его выпуск превратился в прибыльный бизнес. Однако за кажущейся простотой производства скрываются серьезные юридические риски. Использование чужих персонажей, логотипов и даже цитат без разрешения правообладателя – не просто «фанатская инициатива», а нарушение закона. Авторские права, товарные знаки, лицензионные соглашения – игнорирование таких аспектов может привести к судебным искам, штрафам и даже закрытию бизнеса. В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу компании «Медиа-НН», разбирает, что считается фанатским мерчем с точки зрения закона, какие нарушения чаще всего допускают производители и как можно легально работать с популярными брендами. Если вы планируете выпускать мерч или уже это делаете, данная информация убережет вас от дорогостоящих ошибок.