r_arrow

Хроника падения. Почему зрители перестали ходить на фильмы Pixar в кино

28 июня 2023 г. 10:34
img
В середине июня в прокат вышел мультфильм «Элементарно», за первые выходные он собрал по миру лишь 48,3 млн долларов. При бюджете в 200 миллионов у мультфильма почти нет шансов отбить затраченные на производство деньги. Для Pixar это третий провал подряд. По этому поводу Кинопоиск составил хронику падения студии.

2020 год Pixar, как и весь Disney, встречала на пике. Пять последних проектов студии («В поисках Дори», «Тачки 3», «Суперсемейка 2», «История игрушек 4» и «Тайна Коко») собрали в прокате 4,5 млрд долларов на пятерых.

Но вместе с тем разговоры о потере студией ее безупречного статуса впервые зазвучали еще в 2015 году и с тех пор не замолкали. Основных поводов для критики было два  фиаско «Хорошего динозавра» и сокращение количества оригинальных проектов.

«Хороший динозавр» стал первым кассовым провалом в истории студии. Производство фильма сопровождалось переделкой оригинального сценария, увольнением первого режиссера и раздувшимся бюджетом. Задержки в производстве проекта привели к серьезным сокращениям: в 2013 году работы лишились 67 человек, а дочерняя студия Pixar Canada была закрыта полностью.

Вторая претензия была более весомой: с 2010 по 2019 год Pixar выпустила 11 мультфильмов, из которых только четыре были оригинальными проектами. Для студии, глава которой публично назвал сиквелы «творческим банкротством», это выглядело странно. Руководители Pixar объясняли, что такое положение было вызвано исключительно разными сроками производства проектов и обещали вернуться к провозглашенной ранее формуле «два оригинальных проекта на каждый сиквел». И действительно, с 2019 по 2022 год Pixar выпустила четыре оригинальных мультфильма подряд.

Параллельно на студии проходила смена поколений. В 2018–2019 годах Pixar покинули оба руководителя. Легенду анимации Джона Лассетера уволили из-за обвинений в неподобающем поведении, а Эд Кэтмулл ушел на пенсию. На смену Лассетеру в должности творческого руководителя пришел Пит Доктер  режиссер таких успешных проектов, как «Вверх», «Головоломка» и «Душа». Мэттью Беллони, бывший редактор The Hollywood Reporter и автор портала Puck, отмечает, что, хотя сотрудники и любят Доктера, он не пользуется таким безоговорочным обожанием, как Лассетер.

Вскоре после ухода Лассетера Pixar покинули несколько опытных ветеранов. Многие из них, включая члена оригинального «мозгового треста» Ли Анкрича, воссоединились со своим бывшим шефом на студии Skydance. А в Pixar на первый план вышло новое поколение режиссеров. «Я краснею», «Луку» и «Вперед» поставили относительные новички Дэн Скэнлон, Энрико Касароса и Доми Ши. Правда, назвать их совсем уж новичками нельзя: Касароса номинировался на «Оскар» с короткометражкой «Луна», а Ши выиграла свою статуэтку с короткометражкой «Бао».

Доктер поощрял режиссеров делать фильмы более личными: и «Вперед», и «Лука», и «Я краснею» частично основаны на личном опыте их постановщиков. Но вместе с тем критики отмечают, что все новые проекты были менее рискованными, чем признанные шедевры Pixar.

Так или иначе, но 2020 год студия встречала на коне. А затем началась пандемия.

«Вперед»

Бюджет: 175–200 млн долларов

Кассовые сборы: 142 млн долларов

Рейтинг RT: 88%

Пользовательский рейтинг RT: 95%

Выход «Вперед» совпал с началом пандемии. Кинотеатры по всему миру массово закрывались, и прокат мультфильма пришлось прервать досрочно. Если бы не это, «Вперед» почти наверняка бы окупился в прокате: у картины Дэна Скэнлона не только хорошие отзывы критиков и зрителей, но фильм также стал одним из самых популярных релизов после выхода на стриминговых платформах.

«Душа»

Бюджет: 150 млн долларов

Кассовые сборы: 121 млн долларов

Рейтинг RT: 95%

Пользовательский рейтинг RT: 88%

«Душа» изначально должна была выйти в прокат в июне 2020 года, но ее отложили из-за пандемии. Тогда глава Disney Боб Чапек решил дать фильму гибридный релиз: в США и в других странах, где был доступен Disney+, «Душа» вышла сразу на стриминге, а в странах, где сервис еще не работал,  в кино. Даже в таких условиях мультфильм сумел собрать 120 млн долларов и удостоился восторженных отзывов прессы. Многие аналитики называют это решение Чапека главной причиной сегодняшних проблем Pixar, однако у него были свои мотивы. Во время пандемии Disney активно развивала собственный стриминг, мультфильмы же Pixar лучше всего привлекали к Disney+ новых подписчиков.

«Лука»

Бюджет: ~200 млн долларов

Кассовые сборы: 49,8 млн долларов

Рейтинг RT: 91%

Пользовательский рейтинг RT: 86%

Премьера «Луки» была намечена на 13 июня 2021 года, но из-за ковида его ждала участь предшественника. Сборы в кинотеатрах получились небольшими, зато «Лука» стал самым популярным релизом года на Disney+. Согласно данным Nielsen Scan, за год пользователи стриминга и других платформ посмотрели историю про мальчика  морского чудовища 10,6 млрд минут.

«Я краснею»

Бюджет: 175 млн долларов

Кассовые сборы: 20,1 млн долларов

Рейтинг RT: 95%

Пользовательский рейтинг RT: 69%

«Я краснею» — третий подряд мультфильм Pixar, получивший гибридный релиз; его премьера совпала со вспышкой в США особо заразного штамма омикрон. Театральные сборы значительно уменьшились даже по сравнению с «Лукой». Статистический сайт The Numbers даже поставил картину на первое место в рейтинге «самых больших кассовых провалов по соотношению сборов с бюджетом».

«Базз Лайтер»

Бюджет: 200 млн долларов

Кассовые сборы: 226 млн долларов

Рейтинг RT: 74%

Пользовательский рейтинг RT: 84%

Первый за три года проект Pixar, получивший кинотеатральный релиз. Disney и Pixar возлагали на него большие надежды, ведь «Лайтер» был спин-оффом самой популярной франшизы студии  «Истории игрушек», которая заработала в прокате почти 4 млрд долларов. Однако «Базз Лайтер» провалился в прокате и принес Disney больше 100 миллионов убытков.

Выход картины сопровождался многочисленными скандалами. Фанаты возмутились тому, что авторы обошлись без Тима Аллена, озвучивавшего Базза во всех четырех «Историях игрушек». Из-за сцены поцелуя помощницы Базза Лайтера по имени Алисия Хоторн с другой женщиной фильм запретили к прокату в некоторых странах, включая ОАЭ и Саудовскую Аравию, а рейтинги проекта на сайтах-агрегаторах подверглись ревью-бомбингу. Примечательно, что спорную сцену изначально планировалось вырезать, но планы изменились после массовых протестов со стороны сотрудников Disney.

«Элементарно»

Бюджет: 200 млн долларов

Кассовые сборы: 48,3 млн долларов

Рейтинг RT: 75%

Пользовательский рейтинг RT: 92%

Аналитики были изначально настроены к «Элементарно» скептично и пророчили ему старт в 40 миллионов в американском прокате, но даже такой прогноз оказался слишком оптимистичным. Последний на момент написания текста релиз Pixar заработал всего 29,5 млн долларов США и еще 20 миллионов — по всему миру. При этом критики и обычные зрители оценивают его неплохо: пользовательский рейтинг на RT составляет 92%.

У провала «Элементарно» множество причин:
  • Бренд перестал продавать фильм. В 2015 году «Головоломка», один из самых успешных оригинальных проектов в истории Pixar, заработал 857 млн долларов. После трех подряд релизов на стриминге зрители могли перестать воспринимать новые релизы студии как повод пойти в кинотеатры. «Сейчас для семьи из четырех человек стало слишком дорого ходить в кино, особенно если они знают, что могут дождаться релиза на Disney+», признает наличие проблемы Пит Доктер.
     
  • Высокая конкуренция. За три последних месяца в кино вышло два важных анимационных проекта  «Братья Супер Марио» и «Человек-паук: Паутина вселенных», которые собрали отличную кассу. Вполне возможно, что большинство семей решили на этом остановиться. Тем более что в кино идут еще и «Стражи Галактики 3», «Форсаж 10» и «Трансформеры: Восхождение звероботов», а на следующей неделе ожидается премьера пятого «Индианы Джонса».
     
  • Интерес публики привлекают только проекты по уже существующим IP. Последним оригинальным анимационным релизом, собравшим в кино более 500 млн долларов, стала «Тайна Коко», заработавшая 807 миллионов в допандемийном 2017 году. Все самые кассовые релизы последнего времени  «Кот в сапогах: Последнее желание» (481 млн долларов), «Человек-паук: Паутина вселенных» (499,5 млн долларов) и «Братья Супер Марио в кино» (1,306 млрд долларов)  основаны на хорошо известных франшизах. Окончательные выводы можно будет сделать после старта двух других крупных оригинальных проектов этого года  «Желания» Disney и «Миграции» Illumination.
     
  • Слабый интерес к «Элементарно». Судя по трейлерам, мультфильм выглядит довольно вторично по сравнению с «Головоломкой» и «Зверополисом».
     
  • Слабая маркетинговая кампания. Disney выпускает сразу два проекта с разницей в неделю. По всей видимости, маркетологи студии изначально не верили в потенциал мультфильма, поскольку большую долю своих усилий посвятили именно продвижению «Индианы».
     
  • Ошибки с позиционированием. Руководители Disney решили показать оба своих летних релиза  и «Элементарно», и «Индиану Джонса»  в Каннах, в месте, не совсем подходящем для подобных премьер. Каннская пресса приняла оба фильма прохладно, из-за чего они оба долгое время висели на агрегаторах оценок с низкими средними рейтингами. Но когда «Элементарно» добрался до кинотеатров, оценки от критиков подросли.
Последствия провала «Элементарно»

До премьеры «Элементарно» аналитики кинорынка отмечали, что 200-миллионный мультфильм  самый важный релиз студии за последние годы. Картина должна была показать, способен ли бренд Pixar, как и раньше, приводить людей в кинотеатры. Как показывают кассовые сборы, одного бренда оказалось мало. Некоторые эксперты опасаются, что неудача «Элементарно» может заставить руководителей Disney вновь отказаться от кинотеатральных премьер.

Вторая опасность для Pixar  новые сокращения. В феврале 2023 года вернувшийся на пост руководителя Disney Боб Айгер объявил, что в течение следующих месяцев в целях экономии средств компания планирует уволить 7000 сотрудников. Первые за десять лет сокращения добрались до Pixar в конце весны. 23 мая работу потеряли 75 сотрудников из общего штата в 1200 человек, в том числе такие ветераны, как Энгус Маклейн, режиссер прошлогоднего «Базза Лайтера» (пришел в Pixar в 1997 году), и продюсер Галин Сусман (в Pixar с 1996 года).

Третий подряд кассовый провал почти наверняка может поставить вопрос об эффективности работы студии и в теории привести к новым сокращениям.

Учитывая, что руководство Disney требует от Pixar увеличить отдачу (в работе у студии сейчас находятся не только полнометражные фильмы, но и несколько крупнобюджетных сериалов для Disney+), любое сильное сокращение рабочей силы приведет либо к увеличению сроков производства контента, либо, что вероятнее, к падению качества.

Бывший редактор The Hollywood Reporter Мэтью Беллони в своей рассылке от проекта Puck отмечает также следующие негативные последствия:

  • Увеличение надзора со стороны Disney. Как пишет Беллони, в ближайшее время аудиторы компании наверняка будут с особой тщательностью изучать каждый потраченный на производство «Элементарно» и ближайших проектов доллар.
     
  • Сокращение бюджетов и снижение издержек. Беллони обращает внимание на тот факт, что проекты Pixar банально очень дороги в производстве. Создание «Элементарно» и прошлогоднего «Базза Лайтера» обошлось в 200 млн долларов каждый. Все анимационные хиты этого года довольствовались бюджетами в 70–90 млн долларов, и даже «Братья Супер Марио в кино» стоили всего 100 миллионов. Да и то такая сумма считалась очень большой по меркам студии Illumination.

Сообщает Кинопоиск

За рубежом