После полного ухода некоторых крупных иностранных брендов с отечественного рынка российские дистрибьюторы оказались в затруднительной ситуации. Появилось новое правовое регулирование, практика же находится только в стадии формирования. Юридическая фирма Semenov&Pevzner подготовила подробный материал о ведении бизнеса в новых реалиях для «Вестника».
Нашумевшее постановление Правительства РФ № 506 от 29 марта 2022, узаконившее параллельный импорт, должно было стать решением всех вопросов, но было воспринято чересчур буквально. Постановление действительно позволяет осуществлять ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. Однако распространяется оно исключительно на перечень, сформированный Минпромторгом, и не снимает ответственность за легализацию контрафактного товара.
Чтобы исключить приобретение подделок и оптимизировать свои расходы дистрибьютор должен проявить надлежащую осмотрительность. Для начала – построить четкую цепочку перехода прав от правообладателя к продавцу.
Первичную информацию об обладателе исключительных прав и самом товаре можно получить на официальном сайте бренда. Кажется – легко, но многие этого не делают. И напрасно, так как не всегда наименование бренда сходится с названием правообладателя. В качестве примера можно привести бренд «JBL», обладателем которого является компания «Harman International Industries, Incorporated».
Проверить актуальность данных о товарных знаках, правообладателе и его представителях в России можно и в открытой базе данных Роспатента. Кроме того, существует таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), в котором при указании наименования можно определить сведения о правообладателе и его доверенном лице на территории России. К доверенному лицу можно обратиться по вопросу приобретения официального разрешения на импорт товара.
Далее необходимо запросить у продавца документы, подтверждающие оригинальность товара и введение его в гражданский оборот правомочным субъектом. Указанные обстоятельства можно установить исходя из определенных документов, включая:
В случае выполнения всех указанных процедур вероятность покупки контрафактного товара сводится к минимуму.
Дистрибьюторам необходимо помнить, что тщательная проверка товара позволит избежать неблагоприятных правовых последствий.
Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с положениями п. 3 ст. 1252, ст. 1301 и ст. 1515 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на объект интеллектуальной собственности правообладатель вправе требовать возмещения убытков или выплаты компенсации. Их размер может быть определен как в четко заданных рамках от 10 тыс. до 5 млн руб., так и в двукратной стоимости контрафактных экземпляров, а также в двукратной стоимости права использования произведения исходя из цены, которая обычно взимается за правомерное использование произведения при аналогичных обстоятельствах. Если ввозимая или реализуемая продукция окажется контрафактной, дистрибьютору может грозить административная ответственность по 14.10 КоАП РФ и даже уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ.
В предпринимательской среде существует мнение о высокой стоимости взаимодействия с правообладателем. На практике это не всегда так. Сотрудничество с соблюдением действующего законодательства принесет больше пользы долгосрочной перспективе, а стремления к приобретению краткосрочной выгоды приведут лишь к дополнительному умножению финансовых затрат.
Автор: Дмитрий Федотов,
юрист практики по борьбе с контрафактом и серым импортом Semenov&Pevzner
Реклама. ООО «Семенов и Певзнер»
ИНН: 7728742931
ОГРН 1107746584450
Маркер: LjN8JyQe1
Фото: freepik.com, автор pressfoto