В кризис поведение потребителя отличается от обычной стратегии. В этих условиях ключевыми вопросами для компаний становятся: как именно покупатель реагирует на турбулентность, насколько сильно экономит и когда будет вновь готов тратить? На эти вопросы постарались ответить Sostav и исследовательское агентство Media Instinct Group.
В ответ на события февраля 2022 года россияне стали копить. Доля домохозяйств со сбережениями стабильно росла с апреля по август. В сентябре потребитель «устал сидеть на деньгах», но мобилизация оборвала тренд реализации саккумулированных средств и заставила россиян еще сильнее сфокусироваться на выбранной стратегии поведения.
Увеличилось не только количество домохозяйств, активно включившихся в процесс накопления, но и объемы сбереженных средств. Особенно заметен рост доли тех, кому хватит сбережений на полгода и дольше.
Финансовая система отзеркаливает потребительский тренд. По данным Центробанка, объем вкладов населения в банках на 1 декабря 2022 года составил 37,8 трлн руб. Это на 1,4 трлн руб. больше, чем было годом ранее.
Парадокс заключается в том, что вместе с желанием накопить деньги потребитель устает от процесса сбережения. Эта тенденция была особенно заметна в сентябре 2022 года, когда на 4 п.п. сократилась доля домохозяйств со сбережениями относительно августа.
Потребитель не смог отказаться от отпуска: число туристических поездок по РФ с размещением в гостиницах в 2022 году выросло на 8% в сравнении с 2021 годом (по данным Минэкономразвития). Россияне старались не растерять чувство «нормальности»: оборот в сегменте общепита демонстрировал позитивную динамику до мобилизации. По данным Infoline, рост за январь-август составил 5,7% относительно аналогичного периода прошлого года.
Мобилизация разогнала тревожность россиян до рекордного уровня: индекс тревожных настроений поднялся до значений 69−70, что выше, чем даже в первую волну пандемии (в локдаун в апреле 2020 года максимальный уровень составлял 66 пунктов).
Хорошая новость заключается в том, что потребитель «стабилизировался» в марте 2023-го. Уровень тревожности стал сопоставим с уровнем спокойствия.
По опыту 2022 года – для того, чтобы потребитель был готов тратить накопления, необходимо, чтобы уровень спокойствия был приблизительно в 1,4 раза выше, чем уровень тревожности. С большой вероятностью это накопление мы увидим уже к маю 2023 года – в случае, если новые социальные шоки не произойдут весной 2023-го.
Сообщает Sostav
Фото: Freepik