Россию начали заваливать контрафактными товарами. О росте числа подделок официально заявляют в Федеральной таможенной службе, тренд подтверждают профильные ассоциации. Подделывают практически все – начиная от детских игрушек и одежды и заканчивая медикаментами и автомобильными запчастями. Эксперты связывают лавину контрафакта с запущенным параллельным импортом, под видом которого в страну завозят такие товары, которые раньше не появлялись даже на уличных развалах.
В числе первых о набирающей обороты проблеме заявил замглавы Федеральной таможенной службы Владимир Ивин. По его словам, в Россию под видом параллельного импорта чаще всего завозят поддельные детские игрушки, одежду, обувь, парфюмерию и электронику. Ивин подчеркнул, что контрафактный товар, как правило, поступает на рынки и в мелкие магазины.
Как сообщают «Октагону» в пресс-службе ФТС, за 2022 год ведомством выявлено 8,2 млн единиц контрафактной продукции. Возбуждено 563 дела в сфере защиты прав объектов интеллектуальной собственности (по статьям 14.10 КоАП РФ и 7.12 КоАП РФ). Годом ранее таможенники выявили 7,2 млн единиц контрафакта, то есть на миллион меньше.
Однако проблема кроется и в том, что большинство россиян готово приобретать контрафакт, если он дешевле оригинала. Спрос, как известно, рождает предложение.
Увеличение объемов контрафактной продукции эксперты связывают с заработавшим механизмом параллельного импорта. В июне прошлого года президент Владимир Путин подписал закон, который признает легальным параллельный импорт – ввоз товаров в Россию без разрешения правообладателя. Согласно тексту документа, использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах из утверждённого Правительством перечня, не будет считаться нарушением.
Ранее глава государства подписал закон, позволивший Правительству сформировать список товаров, в отношении которых могут не применяться положения о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. В частности, в перечень вошли 50 групп товаров и около 200 брендов, среди которых автомобили Tesla, Land Rover, Cadillac и комплектующие к ним, гаджеты Apple, Samsung, Intel, а также бытовая техника, игровые приставки, одежда и обувь.
Вскоре после этого ретейлеры запустили продажу товаров, ввезенных в Россию посредством параллельного импорта. Об этом, в частности, объявили Wildberries, «Связной» и Ozon. С конца февраля прошлого года российский рынок покинули около 150 иностранных компаний, западные государства ограничили импорт в страну ряда товаров, в том числе люксовой одежды и парфюмерии.
Эксперт в сфере безопасности Сергей Храпач поясняет изданию, что запуск нового механизма параллельного импорта автоматически увеличил объемы контрафактной продукции. По его словам, параллельный импорт товаров подразумевает их ввоз в обход прямых поставок из стран-производителей, через третьи страны, с цепочкой всевозможных посредников.
– В такой цепочке трудно отследить реального производителя товара, в связи с чем количество подделок будет только возрастать, – убежден собеседник.
«Еще до введения санкций отмечалась проблема с ввозом и реализацией в России поддельных лекарств, запасных частей для различной техники, особенно для воздушных судов и автомобилей, теперь же количество контрафактной продукции только увеличится».
Сергей Храпач, эксперт в сфере безопасности
По его оценкам, на данном этапе объем и номенклатура контрафактной продукции не настолько значимы, чтобы представлять угрозу государству, однако в отдельных отраслях, например в сфере авиаперевозок, это может вызвать определенные сложности.
– Многие российские авиакомпании, эксплуатирующие самолеты европейских и американских производителей, из-за введенных санкций испытывают проблемы с техническим обслуживанием техники, планово-предупредительным и срочным ремонтом. Дефицит запасных частей и трудности с их приобретением стимулируют рынок контрафактных запасных частей, что однозначно может сказаться на качестве авиаперевозок. Такие же проблемы испытывают в РЖД, – отмечает эксперт.
Он признает, что при сокращающемся предложении и стабильном спросе возникает дефицит товаров, восполняемый за счет контрафактной продукции, которую очень удобно и относительно безопасно ввозить в страну по схемам параллельного импорта. Храпач полагает, что это серьезный вызов для контрольных, надзорных и правоохранительных органов. Смогут ли они эффективно противостоять таким вызовам – покажет время.
Как удалось выяснить «Октагону», объем контрафактной продукции увеличивается практически во всех отраслях. Согласно данным аналитического агентства BrandMonitor, оборот контрафактной продукции в России в 2021 году вырос на 10 процентов, до 6,5 трлн рублей, и на сегодняшний день в условиях отсутствия оригинальных брендов этот показатель может повыситься вдвое.
Согласно экспертным оценкам, три основные категории контрафактной продукции составляют одежда и обувь люксовых брендов, кроссовки и детские товары. По сведениям BrandMonitor, на долю подделок одежды и обуви люксовых брендов приходятся 273 млрд рублей, кроссовок – 72 млрд рублей, детских товаров – 30 млрд рублей.
Компания Entrupy, специализирующаяся на аутентификации изделий с помощью искусственного интеллекта, выяснила, что первое место по количеству подделок занимает бренд Louis Vuitton, прежде всего сумки.
Оказалось, что свыше 50 процентов всех подделок приходится именно на эту марку. На втором месте находится Coach, причем чаще всего подделывают модель Vintage Crossbody. Третье место занимает Gucci, а четвёртое – Chanel с моделями сумок 2.55 и Classic Flap.
В Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих замечают, что контрафактных деталей на рынке стало значительно больше.
– Конечно, контрафакт всегда присутствовал, но сейчас по ощущениям его становится гораздо больше. Несомненно, это связано с растущими ценами на запчасти и расходные материалы, – объясняет представитель ассоциации.
При этом, добавляет собеседник издания, установить происхождение подделок чаще всего не представляется возможным.
О том, что проблема заполонившего Россию контрафакта вышла на самый высокий уровень, говорят и в Госдуме. В нижней палате парламента утверждают, что наличие контрафактной продукции фиксируется в любой сфере жизни.
Зампред думского комитета по экономической политике Артем Кирьянов полагает, что в XXI веке бороться с «серым» рынком нужно по-новому – с помощью цифровых инструментов.
– Одним из них стала система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Важно, что многие товары вошли в систему именно по инициативе бизнеса, – сообщает Кирьянов.
«Борьба с контрафактом – одна из первоочередных задач, требующих системного подхода и кооперации как бизнеса, так и государства и потребителей. Для противодействия нелегальной торговле в России создана национальная система маркировки “Честный ЗНАК”».
Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике
По его мнению, опыт маркировки первых товарных групп уже показал, что «серая» составляющая уходит с рынка, фальсификата и контрафакта становится значительно меньше. Табак, молочная продукция, вода, обувь – собственно, любая из 14 групп маркируемых товаров тому примеры, подчеркивает депутат.
– Считаю обоснованным дальнейшее расширение маркировки. Заметную пользу вижу во внедрении ее в пивоваренной отрасли. Многократно говорилось, что бюджет недополучает ежегодно десятки миллиардов из-за «серого» рынка. Еще одно важное направление – икра. Тут нелегальный оборот на уровне почти 30 процентов, а икра – это имидж нашего государства. Детская вода тоже в проблемной зоне. В отличие от остальной воды она пока не маркируется, это слабое место необходимо устранить, – продолжает он.
Депутат отмечает, что известны случаи, когда производители, используя маркетинговые уловки, выдают свою воду за предназначенную для детского питания, хотя лабораторные испытания доказывают, что она не соответствует требованиям к такой продукции.
– Считаю, что маркировка должна развиваться и охватывать как можно больше продовольственных групп товаров, поскольку это обеспечивает безопасность граждан, – резюмирует Кирьянов.
По оценкам независимого финансового советника Сергея Кикевича, ситуация в этой сфере значительно ухудшилась и, судя по всему, продолжит ухудшаться и далее.
– Многие уже, наверное, почувствовали: заказываешь товар в известных маркетплейсах, а тебе приходит какая-то ерунда с инструкцией на китайском языке и кучей брака. Причем ретейлеры закрывают глаза на это и чаще всего не убирают товар. Вероятно, если это делать, то товаров вообще не останется, – делится мнением эксперт.
Он предполагает, что риски контрафакта будут возрастать в критически важных отраслях – здравоохранении, фармации, производстве оборудования.
Согласно результатам опроса Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, 34 процента россиян готовы покупать контрафакт. Наиболее популярными среди них контрафактными товарами являются одежда и обувь (40 процентов). Реже всего опрошенные покупают поддельные автозапчасти и продукты программного обеспечения (2,1 и 3,5 процента соответственно). Также россияне приобретают поддельные табачные изделия (22,5 процента) и продукты питания (21,9 процента).
Сообщает сетевое издание Octagon
Фото: freepik.com, автор 4045