Блогер в контексте российского законодательства – это человек, создающий контент на определенной площадке (см. напр.: письмо ФНС России от 16.06.2021 N БС-4-11/8412@).
Контент блогера и сопряженные с ним вещи – товарный знак, группы в соцсетях как базы данных – требуют обязательной юридической защиты.
Как обезопасить свой контент?
1. Не забывайте добавлять водяные знаки к фото и видео;
2. Под каждым постом обязательно проставляйте знак охраны авторского права;
3. Напишите и опубликуйте правила пользования сайтом. В них предупредите всех читателей об ответственности за использование материалов без надлежащего разрешения.
Примеры из практики. Один из блогеров последовательно в течение 2010-2020 годов обращался в суды разных уровней с требованием взыскать с нарушителей (чаще всего – СМИ, которые использовали его фотографические произведения) материальные компенсации. Суммы дифференцировались в зависимости от общественной опасности совершенного нарушения, экономического положения издания и факта повторности.
При рассмотрении подобных дел правоприменитель всегда оценивал, соответствует ли требованиям ГК РФ и Закона «О СМИ» копирование блогерской фотографии? Если издание «срезало» имя и фамилию автора, удалив водяные знаки, то в этом случае должно быть возмещение нарушенного права (Решение от 6 декабря 2017 г. по делу № А40-119913/2016).
В обратной ситуации – когда ссылка на первоисточник дана, СМИ воспользовались материалами для удовлетворения общественной потребности в обсуждении определенной проблемы, а объем заимствованных материалов оправдан целями использования – компенсация не выплачивается (см. например: Постановление от 30 августа 2017 г. по делу № А40-5830/2017).
Что еще может сделать блогер?
1. Зарегистрировать в Роспатенте свои идентификационные данные как товарный знак. Таких примеров много: Анастасия Ивлеева, Хабиб Нурмагомедов, Влад А4 и другие. Соответственно, использование указанных ФИО в коммерческой деятельности третьих лиц может быть приостановлено по иску правообладателей.
2. Получив исключительные права на дизайн одежды по договору, блогер вправе заблокировать все остальные ресурсы, незаконно распространявшие подобные товары. Например, согласно определению Московского городского суда от 9 сентября 2022 г. по делу № 2и-10402/2022 – в формате обеспечительных мер был ограничен доступ к ссылкам, так как на сайтах продавались мерчи с элементами графического произведения, права на которые принадлежали юрлицу блогера.
3. Теоретически основатели группы блогера в соцсетях могут претендовать на оформление указанного сообщества как базы данных, ориентируясь на позицию Суда по интеллектуальным правам (постановление СИП от 7 марта 2014 г. N С01-114/2013). К сожалению, арбитражные суды и суды общей юрисдикции, не всегда солидарны с позицией СИП в этом вопросе.
Сообщает Online Patent
Фото: Freepik