1 марта истек лицензионный контракт Walt Disney с российскими телеканалами и онлайн-кинотеатрами. В частности, теперь нельзя легально посмотреть серию приключенческих фильмов «Пираты Карибского моря» (2003-2017), новогоднюю франшизу «Один дома», картину Тима Бёртона «Алиса в Стране чудес» (2010), классику Уолта Диснея – мультфильмы «Золушка» (1949), «Русалочка» (1989), «Мулан» (1998). Удалили мультфильмы «В поисках Немо» (2003), «История игрушек» (1995-2019), «Холодное сердце» (2013-2019), «Душа» (2020), «ВАЛЛ*И» (2008), современные адаптации в формате кино и мультипликационных ремейков – «Малефисента» (2014), «Круэлла» (2021), «Мэри Поппинс возвращается» (2018), «Король Лев» (2019).
Грустят и поклонники супергеройских франшиз, блокбастеров и боевиков: в российских онлайн-кинотеатрах нет больше кинокомиксов Marvel, «Аватара» (первого) и «Крепкого орешка». В том числе пропали все части «Звездных войн», «Чужого» и «Ночи в музее».
РБК Life узнал у представителей стриминговых сервисов, насколько изменится ситуация с подписчиками и их предпочтениями, и выяснил, пойдут ли теперь пользователи за популярным контентом на пиратские сайты.
На вопрос, коснулись ли их столь глобальные перемены в кинотеке, представитель пресс-службы онлайн-кинотеатра Okko подтвердил, что «срок действия договора с Disney у них и других площадок завершается в марте», но добавил, что это не сильно повлияет на просмотры среди подписчиков:
«Иногда права на показ определенного контента заканчиваются. На данный момент в Okko доступно более 100 тыс. фильмов, сериалов, мультфильмов и образовательных программ – у нас самая большая медиатека в России.
Вне зависимости от того, перезаключает Okko договор с конкретным правообладателем или нет, в сервисе появляется новый качественный контент, как альтернативный, так и созданный ведущими мировыми и европейскими студиями».
В другом популярном онлайн-кинотеатре, Premier, рассказали, что, когда в середине 2022 года западные киностудии начали отказываться сотрудничать с Россией, они были готовы к этому. Еще со времен пандемии коронавируса компания увеличила инвестиции в собственное производство:
«Основным стимулом для развития originals стал спрос зрителей. Он резко вырос в пандемию и сохранился после локдауна: зрители уже полюбили российский контент, приняли его и стали ждать новинок. Поэтому мы постепенно наращивали производство и в 2022 году выпустили по два-три новых оригинальных проекта в месяц, всего более 30 за год».
В 2023 году, как сообщили в Premier, наряду с этим направлением будут выпускать как новые, так и продолжения полюбившихся сериалов, развивать точечные крупные тайтлы и синергию с каналами. Планируется продолжение сотрудничества с телеканалами ТНТ, «Пятница!», ТВ-3 и НТВ, поскольку «совместное производство позволяет делить затраты на контент, при этом совместные усилия в продвижении дают больший уровень знания о проекте, большую аудиторию и в результате – рост числа зрителей на видеосервисе, которые не готовы ждать продолжения проекта на ТВ и хотят увидеть все и сразу».
Пресс-служба телеканалов «Пятница!» и «Суббота» отметила, что никаких проблем с уходом международных кинокомпаний, в том числе Disney, они не ожидают.
«Сетка вещания «Пятницы!» на 94% состоит из реалити и сериалов собственного производства, которые делают наши продакшен-студии «Студия Пятница» и продюсерский центр «Ножи». Поэтому отзыв лицензии на продукты Disney на нашу долю не повлияет».
Телеканал ТНТ, известный регулярным показом фильмов «Гарри Поттер», «Один дома», франшиз Marvel и других популярных картин по вечерам, в выходные и праздничные дни, на запрос РБК Life оперативно не ответил.
Продюсер и ведущая телеканала «Москва 24» Рената Пиотровски считает, что уход иностранных студий, безусловно, печальная ситуация для индустрии. По ее мнению, современная российская аудитория стриминговых сервисов стала «продвинутой и по-хорошему избалованной». Именно поэтому те, кто за последние годы привык смотреть новинки одновременно со всем миром, будут вынуждены искать нелегальные площадки для их просмотра. Что, как отмечает эксперт, не выгодно ни рынку, приучившему зрителя к «ответственному потреблению», ни самому Walt Disney.
«Но во всем можно найти свои плюсы, – добавляет Пиотровски. – Последние несколько лет российское кино, особенно индустрия сериалов, сильно выросло, отечественные платформы вышли на новый уровень, о чем говорит их активное (но вынужденно прерванное) сотрудничество с Netflix. У нас хорошее качество контента – все стриминги делают крутые проекты, у всех растет аудитория, которая все больше доверяет отечественному кино.
Оценить вероятность возобновления лицензии сложно, но мне очень хочется надеяться, что в скором времени все вернется на круги своя и мы сможем официально смотреть классное кино наших зарубежных партнеров».
Уведомление на сайте «Кинопоиска» об исчезновении ряда лент появилось 13 февраля, «Иви» сообщил об этом своим подписчикам 20 февраля. Однако сейчас их пресс-службы отказались от комментариев.
В марте 2022 года The Walt Disney Company объявила, что приостанавливает весь бизнес в России. Решение коснулось в том числе издания журнала National Geographic, вещания телеканала, выпуска контента и лицензирования продукции. Вслед за Disney выход премьер приостановили другие голливудские мейджоры – Warner Bros., Paramount, Universal и Sony Pictures. Главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев назвал происходящее катастрофой для российского кинопроката: фильмы пяти крупнейших голливудских студий составляют 80% российского рынка.
Сообщает РБК Life
Фото: unsplash.com, автор Glenn Carstens-Peters