r_arrow

В Воронеже разрабатывают софт для мультфильмов

1 февраля 2023 г. 18:42
img
Анимационная студия «Воронеж» (бывшая Wizart Animation) пополам с Российским фондом развития информационных технологий (РФРИТ) вкладывает 132,3 млн руб. в разработку собственного графического редактора для производства мультфильмов. Представить несколько модулей программного обеспечения (ПО) рынку компания должна в ноябре 2023 года. По данным студии, эта разработка может закрыть до 50% потребности в иностранном софте, с использованием которого у отечественных студий возникли трудности после начала спецоперации. Участники рынка считают, что финансирование таких разработок должно быть куда более серьезным.

О том, что входящий в госкорпорацию ВЭБ.РФ Российский фонд развития информационных технологий выдал анимационной студии «Воронеж» 66,2 млн руб. гранта на разработку отечественного программного обеспечения, «Ъ-Черноземье» выяснил из информации фонда. Общая сумма проекта «Анимационная 3D-платформа» составляет 132,3 млн руб. Половина из них приходится на инвестиции самой студии, рассказал «Ъ-Черноземье» генеральный продюсер Владимир Николаев.

Проект относится к «приоритетному направлению» поддержки «Разработка (доработка) ПО». По условиям гранта к ноябрю 2023 года студия должна представить средства математического и имитационного моделирования. Это программная платформа для профессиональных инструментов создания 3D-контента, следует из описания проекта.

В ее составе будут пользовательские и программные инструменты, позволяющие «исключить импортное ПО из цикла производства анимационного продукта в решении таких задач, как сборка сцен и окружения, настройка внешней поверхности модели, освещение, визуализация тяжелых сцен».

Владимир Николаев пояснил «Ъ-Черноземье», что разработка по сути является графическим редактором: «Мы создаем функционал для работы с трехмерными сценами. Он представляет собой основную базу с расширяемыми модулями. РФРИТ выдал нам грант на несколько модулей, в том числе для создания волос и меха и на модуль для освещения сцен». По его словам, для каждой стадии производства анимации требуется цикл программ и множество инструментов, а проект студии закрывает 40–50% потребности в них.

Генпродюсер подчеркнул, что студия занималась разработкой собственного ПО и до начала спецоперации и последовавших за этим сложностей с получением иностранного софта — с 2018-2019 годов.

«В основном на рынке используются программы производства США, Канады, Великобритании, стран Евросоюза. У нас с начала работы над первыми мультфильмами возникала потребность в технической поддержке и доработке стороннего ПО под себя. И не только у нас, у других студий были те же проблемы. А для иностранных разработчиков мы всегда были небольшими заказчиками, поэтому техподдержка осложнялась»,— добавил он.

Некоторые программные продукты практически монополизированы, так как ими пользуются почти все студии по всему миру: «Соответственно, разработчик пользуется положением, повышает цены». После начала спецоперации ситуация еще более осложнилась: некоторые компании в принципе перестали работать с российскими студиями, некоторые остались, но появились трудности с оплатой.

«При этом дистрибуторы зачастую требуют детальную информацию о том, в каких программах производился мультфильм. Соответственно, речи о пиратском ПО или открытом ПО с ограниченным функционалом в этом случае быть не может»,— уточнил Владимир Николаев.

Вложения студии в разработку софта до получения гранта, а также затраты на лицензионные отчисления в иностранное ПО он не оценил, сославшись на отсутствие такой статистики.

По словам генпродюсера, уже более десяти лет студия так или иначе занималась доработкой софта: «Это делалось даже не в рамках импортозамещения, а чтобы производство было быстрее, качественнее и выгоднее. За время работы над собственным ПО мы накопили уникальный опыт и экспертизу в разработке».

Первым проектом, на котором уже использовалось собственное ПО, стал мультфильм «Ганзель, Гретель и Агентство магии», который вышел на публику в 2021 году. Сейчас программа применяется во всех проектах студии, уточнил Владимир Николаев. По его словам, ранние сборки тестировали и другие студии, например «Рики» («Смешарики», «Фиксики») использовала его при создании мультфильма «Финник».

Генеральный директор крупной анимационной студии «Паровоз» Антон Сметанкин назвал жизненно важной разработку отечественного ПО: «Почти все продажи иностранного софта приостановлены, производство не остановилось благодаря тому, что программы закупались на несколько лет вперед». Эксперт считает, что в разработку нужно вкладывать куда большие средства.

«Если мы действительно хотим иметь импортонезависимую отрасль, то нужно смотреть вперед на 20-30 лет, а не оперировать планами на год. Разработка — это бесконечный процесс, и нужна его долгосрочная и объемная поддержка, так как рынок анимации в стране небольшой и его участники не могут финансировать такие проекты самостоятельно»,— пояснил господин Сметанкин.

По его оценке, воронежская студия пока является единственным крупным центром разработки такого ПО.

Сообщает Коммерсантъ

Фото: freepik.com, автор katemangostar

Российские новости