Еще десять лет назад мало кто из лицензиаров задумывался о защите интеллектуальных прав и пытался бороться с контрафактной продукцией. Сегодня это – обязательное требование рынка. Как и почему правообладателям важно защищать свою интеллектуальную собственность, какие проблемы в юридической сфере встречаются сейчас на лицензионном рынке чаще всего, какие тенденции наметились в законодательной области контроля за использованием интеллектуальной собственности, а также о том, каких законов ждать рынку в будущем году, в интервью «Вестнику» рассказал Георгий Давидьян – исполнительный директор компании «Медиа-НН», работающей на рынке юридических услуг с 2006 года.
– С какими основными сложностями по вашему опыту сталкиваются участники лицензионного рынка?
– Чаще всего у начинающих лицензиаров и лицензиатов недостаточно знаний в сфере нормативного регулирования отношений по использованию интеллектуальной собственности. Это приводит к упущениям в договорах и как следствие – к возникновению между участниками рынка спорных ситуаций. Чаще всего лицензионные договоры разрабатывают корпоративные юристы компаний-правообладателей, и зачастую эти специалисты не владеют глубокими знаниями в сфере интеллектуальных прав. Для того, чтобы ничего не упустить при составлении договора, необходимо погружаться в детали, анализировать практические ситуации, вытекающие из договоров в этой сфере, и обращаться к юристам, которые специализируются на данной деятельности.
Главная проблема, с которой сталкиваются участники лицензионного рынка, – нарушение интеллектуальных прав и контрафактная продукция. Она не теряет своей актуальности с течением времени – сейчас контрафакт реализуется еще и онлайн, на маркетплейсах.
– Его стало больше по сравнению с предыдущими годами?
– Думаю, мы стали больше слышать о нем. Сейчас большинство правообладателей приходят к выводу, что нужно выявлять контрафактную продукцию, так как ее использование влечет репутационные риски, прямые убытки, приводит к недополученной прибыли. Опыт нашей компании показывает: если ведется деятельность по защите конкретного бренда, то количество контрафакта в отношении него с годами сокращается. Не более 5% от общего количества нарушителей после привлечения к ответственности повторно допускает нарушения.
– Как Ваша компания помогает участникам лицензионного рынка?
– Мы помогаем с регистрацией товарных знаков и объектов патентного права, в оформлении объектов авторского права и договоров: прорабатываем пункты и условия, которые в последующем не будут препятствовать использованию объектов интеллектуальной собственности и их защите. Еще мы развили такое направление, как борьба с нарушениями в Интернете, начали использовать программы, позволяющие в автоматизированном режиме выявлять факты нарушения и пресекать их.
– С компаниями из каких сфер товаров и услуг Вы сейчас работаете?
– Сотрудничаем практически со всеми крупными анимационными студиями нашей страны и защищаем их права, ведем деятельность по пресечению контрафакта в сегменте автомобильных автозапчастей, строительного инструмента, рыболовной, текстильной продукции и обуви, инструментов для маникюра, кондитерских изделий, продуктов питания, слабоалкогольной и безалкогольной продукции. Со многими партнерами работаем на эксклюзивных условиях. Сейчас у нас более 50-ти действующих контрактов по защите интеллектуальных прав.
– Какие тенденции наблюдаете на лицензионном рынке?
– Правообладатели стараются расширять свои возможности. Все чаще они задумываются о необходимости надлежащего оформления прав на объекты интеллектуальной собственности, лицензионных договоров и защиты. Большинство наших партнеров заинтересованы в борьбе с контрафактом. Они стремятся к тому, чтобы предприниматели, которые нарушают интеллектуальные права, легализовывались. Все чаще происходят ситуации, когда правообладатели «прощают» нарушителя интеллектуальных прав взамен на заключение им лицензионного договора или договора на поставку лицензионной продукции.
– Как изменилась сфера защиты интеллектуальной собственности? Назовите три ключевых законодательных изменения за 2022 год.
– За последние десять лет я не замечал в законодательстве, касающемся сферы интеллектуальной собственности, такой активности, как в 2022 году. Большинство изменений связано с политической обстановкой и санкционной политикой иностранных государств.
Одно из ключевых законодательных изменений – Постановление Правительства №299 от 06.03.22. Согласно ему размер компенсации патентообладателей, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц недружественные действия, составляет 0%. Иными словами, вознаграждение патентообладателей обнулилось. Ранее оно составляло 0,5% от фактической выручки лица, использующего патент.
Другое важное изменение: в соответствии с Постановлением Правительства №506 от 29.03.22 разрешается ввозить на территорию России товары определенных категорий без разрешения правообладателей. Таким образом был легализован параллельный импорт. Речь идет о легальной продукции, правомерно введенной в оборот на территории другого государства. Если раньше на территорию России могли ввозить продукцию, предназначенную именно для нашей страны, только уполномоченные правообладателем лица, то сейчас определенные ее категории может ввозить любое лицо из любой страны.
Были и другие изменения, не связанные с санкционной политикой. Например, принят закон о внесении изменений в Часть 4 Гражданского кодекса, в соответствии с которым разрешается регистрация и владение правами на товарный знак физическим лицам. Раньше ими могли владеть только индивидуальные предприниматели и юридические лица. Данный закон вступает в силу 28.06.23.
В настоящее время находится на рассмотрении законопроект о принудительном лицензировании, который связан с недружественными государствами. Его суть заключается в следующем: если правообладатель, связанный с недружественным государством, отказывается от заключения или продления лицензионного договора, то создаются инструменты, с помощью которых лицензия будет предоставлена на основании решения суда. Этот законопроект вызывает неоднозначную реакцию в юридическом сообществе. Будем следить за развитием ситуации.
– Уходящий год непростой, каким он был для вашей компании?
– В целом 2022 год был сложным для предпринимательского сообщества и экономики страны в целом. Мы сотрудничаем преимущественно с отечественными партнерами, поэтому не сталкивались с ситуациями ухода правообладателей с рынка или прекращением их деятельности по защите интеллектуальных прав.
Ключевой задачей в современных условиях для нас стал анализ рынка. Мы стремимся понять, как изменится уровень контрафакта в нынешних обстоятельствах, будет ли параллельный импорт и его легализация стимулом для развития контрафактной продукции, могут ли эти и другие факторы повлиять на работу. Мы сосредоточились на своей деятельности и продолжили мониторинг. Иными словами, критических изменений не произошло.
– Какие планы у компании на будущий год?
– Ключевым направлением деятельности нашей компании является защита интеллектуальных прав, и в планах конечно же продолжать его развивать. Учитывая постоянно увеличивающееся количество партнеров, которые доверяют нам защиту брендов, мы ведем работу над открытием дополнительных офисов, расширяем штат сотрудников, чтобы иметь возможность оперативно пресекать выявляемые факты нарушений. Все чаще поступают сигналы о нарушении интеллектуальных прав наших партнеров в странах ЕАЭС, что свидетельствует о необходимости усиления защиты в этих государствах. Контрафакт очень активно заполняет онлайн-сферу, поэтому мы работаем над поиском более эффективных решений в данном направлении, которые в том числе требуют законодательного регулирования. Развитие отечественных производств сопровождается необходимостью оформления прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности, в связи с чем мы продолжим развивать оказание услуг в данной области. Также мы планируем активнее заниматься просветительской деятельностью по актуальным вопросам в сфере интеллектуальной собственности, поскольку видим потребность в этом. Конечно же, мы продолжим заключать новые контракты на защиту брендов, принадлежащих как отечественным правообладателям, так и правообладателям из дружественных государств. Планы большие, и главное, что есть все необходимые возможности для их реализации.
Дания Насрутдинова, «Вестник лицензионного рынка»