r_arrow

Исключительное право на товарный знак: использование и защита

23 ноября 2022 г. 20:17
img

Товарный знак позволяет индивидуализировать и отличить товары и услуги одного производителя от других – в этом основное предназначение данного объекта интеллектуальной собственности. Об особенностях использования и защиты товарного знака рассказывает исполнительный директор юридической компании «Медиа-НН» Георгий Давидьян.

Исключительное право на товарный знак означает возможность правообладателя использовать его любым не противоречащим закону способом: на самих товарах и на этикетках, упаковках, при выполнении работ и оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в объявлениях, на вывесках и в рекламе, а также в иных предложениях о продаже товаров и о выполнении работ в интернете, в том числе в доменном имени.

Иные лица обязаны получить у правообладателя право на использование товарного знака. На практике различают три основных способа возникновения права на его использование. В первом случае производитель товара регистрирует на себя товарный знак и в последующем самостоятельно использует его в своей деятельности. Второй способ – приобретение прав на уже зарегистрированный товарный знак у иного лица по договору об отчуждении. В данном случае за прежним правообладателем не сохраняется никаких прав на передаваемый товарный знак. При третьем способе, наиболее распространенном на практике, собственник товарного знака предоставляет временное право на его использование иным лицам, число которых может быть неограниченным. В последнем случае речь идет об использовании товарного знака на основании лицензионного договора или договора коммерческой концессии (франчайзинга). При их заключении необходимо обстоятельно подходить к условиям использования товарного знака, от которых в последующем зависит эффективность такого использования и гарантии для каждой из сторон договора. 

Если товарный знак используется без разрешения правообладателя либо с нарушением условий, предоставленных по договору, то такое использование является неправомерным и влечет наступление ответственности – гражданской, административной и уголовной. Квалификация нарушения прав на товарный знак в качестве административного правонарушения либо уголовного преступления зависит от характера нарушения и исключается возможность наступления двух видов ответственности за один и тот же факт нарушения. Однако наряду с административной либо уголовной ответственностью возможно применение к нарушителю гражданской ответственности. В рамках привлечения к гражданской ответственности наиболее распространено на практике требование о взыскании с нарушителя денежной компенсации. Существует несколько способов расчета ее суммы, которые применяются в зависимости от характера нарушения, наличия у правообладателя договорных отношений на использование, аналогичное с тем, которым использовал нарушитель, а также в зависимости от количества и стоимости продукции с незаконным использованием товарного знака. Практика нашей компании показывает эффективность применения тех или иных способов защиты к конкретным обстоятельствам нарушения.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. https://www.media-nn.org/

Фото: Pexels.com, автор Sora Shimazaki

Юридическая практика