r_arrow

Что предусмотреть в договоре, если вы нанимаете блогера для рекламы лицензионной продукции

16 ноября 2022 г. 18:14
img

Многие компании-лицензиаты, выпускающие продукцию с брендами различных правообладателей (например, игрушки или одежду с персонажами сериалов), стремятся продвигать ее с помощью блогеров. Для этого компании заказывают у блогеров рекламные услуги и организуют коллаборации. В этой статье юристы Semenov&Pevzner расскажут, на что стоит обратить внимание в таких сделках. 

Зачастую подобные договоры являются смешанными и сочетают в себе:

  • оказание рекламных услуг блогером или его юридическим лицом;
  • предоставление лицензии от блогера компании на использование его логотипов и фотографий на самой продукции в сочетании с брендом другого правообладателя (например, персонажами мультфильма) или в промо-материалах для продвижения продукции. 

Услуги и лицензии лучше «разъединять» и описывать в отдельных разделах договора.

  1. Описание услуг в договоре должно быть подробным и включать все необходимые детали, чтобы между сторонами не возникло конфликтов после подписания договора, когда блогер начнет создавать и размещать промо-материалы.

Например, если блогер должен разместить на своем Youtube-канале видеоролик, рекламирующий продукцию (к примеру, детский конструктор с вселенной из мультсериала), то необходимо указать в договоре:

  • Ссылку на Youtube-канал блогера.
  • Синопсис или краткий сюжет и концепцию видеоролика. Также можно указать, что сценарий ролика предварительно согласовывается сторонами по электронной почте не позднее, чем за XX дней до даты начала размещения.
  • Кто оплачивает и организует съемку видеоролика; нанимает режиссера и сценариста; «очищает» у них необходимые авторские права; и, соответственно, кто является правообладателем видеоролика.                                                                

Если компания заказывает у блогера интеграцию продукции в очередной видео-выпуск на его Youtube-канале, то скорее всего блогер или его юр. лицо сами организуют съемку, очищают все необходимые права у творческой команды и обладают правами на ролик, то есть не передают их компании-заказчику.

  • Старт размещения видеоролика: не позднее конкретной даты.
  • Период размещения видеоролика. Например, не менее 1 года начиная с даты размещения. При этом можно предусмотреть, что по истечении года ролик может остаться на канале по решению блогера.
  • Хронометраж ролика и количество минут или секунд, в течение которых продукция должна демонстрироваться в ролике. 
  • Обязанность блогера разместить под роликом на Youtube-канале ссылку на официальный сайт заказчика или сайт, посвященной его лицензионной продукции. 
  • Демонстрация продукции должна начаться не позднее, например, пятой минуты ролика, то есть в начале, когда внимание аудитории особенно активно.
  • Обязанность заказчика предоставить блогеру образцы продукции за свой счет не позднее определенного количества дней до согласованной даты старта размещения, чтобы блогер успел получить и проверить образцы до начала съемок.
  • Также стороны могут договориться, как они будут действовать в случае временной или постоянной блокировки канала блогера или ресурса Youtube в целом, будет ли возвращен аванс или его часть, будут ли продлены сроки размещения промо-материалов в случаях: 

(а) если блогер уже снял ролик и вложил средства в съемку до момента блокировки, но не успел разместить его на канале; или

(б) если ролик был размещен на канале, но к моменту блокировки еще не окончился согласованный в договоре срок размещения.

Если блогер должен разместить пост в своем аккаунте во Вконтакте или в Телеграм-канале, также необходимо предусмотреть в договоре:

  • Текст и формат поста – фото или видео, концепцию (в т.ч. должно ли это быть «закрепленное сообщение» в шапке Телеграм-канала и на какой период); а также порядок предварительного согласования поста между сторонами по электронной почте.
  • Старт и длительность размещения. Значение для охвата аудитории имеет в том числе день и время размещения, которые рекомендуется согласовать в договоре.

В связи с тем, что компания Meta признана в РФ экстремистской организацией и запрещена, для исключения рисков в договорах с блогерами не рекомендуется упоминать платное размещение рекламы в таких соцсетях блогеров, как Facebook и Instagram (принадлежащих компании Meta, признанной в РФ экстремистской и запрещенной).

  1. Необходимо указать в договоре сроки оказания услуг и если это имеет значение, то и территорию.
  1. В финансовых условиях договора общий размер платежа блогеру нужно разбить между стоимостью каждой из услуг, если их несколько, и лицензией. Например, в формате списка или подобной таблицы:

С одной стороны, это необходимо для бухгалтерии. С другой стороны, в случае стопроцентной предоплаты по договору, это поможет сторонам договориться о возврате конкретных сумм за услуги, если они не будут оказаны блогером.

  1. Если компания и блогер договорились об «эксклюзивном» сотрудничестве, можно предусмотреть в договоре условие о том, что блогер обязуется в течение определенного срока и на конкретной территории не оказывать определенные рекламные услуги другим производителям аналогичной категории продукции. 
  1. Необходимо включить в договор гарантии:
  • от блогера о том, что рекламные ролики, фотографии или посты не будут содержать незаконных материалов, в том числе объектов, нарушающих интеллектуальные права третьих лиц, и нарушать требования законодательства России, а также отдельно подчеркнуть, что они не должны включать политические заявления блогера, упоминания алкоголя, табака, эротики, оскорблений – это может быть важно для репутации заказчика и правообладателя детских и других брендов на продукции;
  • от заказчика о том, что он самостоятельно получает все необходимые разрешения от правообладателя, чей бренд использован на продукции и будет рекламироваться блогером. 

Важно, что в лицензионном договоре между компанией, выпускающей рекламируемую продукцию, и правообладателем бренда как правило предусмотрена строгая обязанность для компании (лицензиата) предварительно согласовывать с правообладателем все промо-активности по продвижению продукции и любой ко-брендинг и подобные коллаборации, а договорная ответственность за нарушение этого условия для лицензиата может быть очень серьезной вплоть до одностороннего расторжения договора правообладателем. 

К тому же отдельные правообладатели брендов, особенно иностранные, могут в целом запрещать привлечение блогеров к рекламе или тщательно анализировать кандидатуры блогеров, их контент, аудиторию и репутацию.

  1. В договоре с блогером в разделе о лицензии помимо описания вида лицензии (исключительная или неисключительная), срока, территории лицензии, лицензируемых объектов и способов их использования, необходимо дополнительно прописать предоставление разрешения заказчику на использование изображения блогера (гражданина), зафиксированного на лицензируемых объектах, например, на фотографиях. Если заказчик заключает договор не напрямую с блогером, а с представляющим его юр. лицом, необходимо прописать гарантии юр. лица о том, что оно получило все необходимые «зеркальные» разрешения и права от блогера.

Ксения Сысоева, советник практики по сопровождению IP и IT сделок Semenov&Pevzner

Реклама. https://semenovpevzner.ru/

Интервью и аналитика
14 сентября 2022 г. 18:48

Индустрия лицензирования адаптируется к изменениям, которые вот уже полгода происходят в российской экономике. Многие зарубежные компании приняли решение окончательно уйти с рынка в России, а некоторые до сих пор остаются в «подвешенном» состоянии, из-за чего не могут работать в прежнем объеме. Однако, несмотря на обеспокоенность специалистов в области лицензирования, компании на рынке хорошо справляются даже в таких нестабильных условиях, а спрос на лицензионные товары не падает. В ходе Moscow Licensing Summit 2022 Марина Лучина, директор отдела регулярных и синдикативных решений компании Ipsos, рассказала, где и почему родители покупают лицензионные товары, как лицензионный бизнес реагирует на текущую ситуацию, а также привела актуальные данные по самым популярным у детей брендам. Обо всем подробно – в статье «Вестника».