Plus Licens празднует 20 лет на рынках Польши, Центральной и Восточной Европы
Малгоша Войташек и Ева Бранстром вспоминают первые двадцать лет лицензионного бизнеса в Центральной и Восточной Европе.
Все началось целых 20 лет назад! Когда Plus Licens открыл свой офис в Варшаве в октябре 1992 года, выйдя на рынок Центральной и Восточной Европы в качестве первооткрывателя независимого лицензионного бизнеса в этом регионе после «революций 89го». Конечно, еще были препятствия для полноценного бизнеса, например, не было закона о защите авторских прав вплоть до 1994 года. И некоторые из потенциальных лицензиатов не понимали идеи лицензирования, и сами ждали оплаты, вместо того, чтобы платить за использование чужих авторских прав. Менеджер Plus Licens Польша Малгоша Войташек и вице-президент Plus Licens Ева Бранстром делятся самыми яркими воспоминаниями из истории лицензирования в Польше – о тех временах, когда старая Европа вдруг стала новым рынком.
- Я работала в издательском бизнесе и впервые столкнулась с Plus Licens, когда хотела приобрести права на комиксы Garfield в начале девяностых, рассказывает Малгоржата Войташек. – Когда я занялась лицензированием в конце 1993 года в роли второго менеджера Plus Licens Польша, законов о защите авторских прав в нашей стране еще не существовало. Но в целом наши издатели уважительно относились к интеллектуальной собственности. Наша первая сделка состоялась с компанией Amber на лицензии Звездных Войн и Индиану Джонса, а первый контракт по использованию бренда для производства лицензированной одежды был заключен с кинодистрибьютором ITI Cinema на использование персонажей фильма Флинтстоуны студии Universal. Со всем уважением к польским компаниям, нужно отметить, что возникали некоторые трудности. К примеру, когда я общалась с одним из первых потенциальных клиентов, он ответил: «Конечно, мы готовы продвигать ваши бренды. Сколько вы нам заплатите за это?»
- Но со временем люди стали понимать суть лицензирования, и мы смогли покрыть все категории применения лицензий, хотя сегмент еды и напитков наполнялся медленными темпами в 90х годах прошлого века. С тех пор мы наблюдаем постоянный рост и развитие рынка лицензирования на нашей территории в последние два десятка лет. Нам даже удалось заключить несколько необычных для Plus Licens контрактов, таких как ShowView-система Gemstar для видеомагнитофонов и предоставление права на использование персонажей Peanuts и Dilbert для самой популярной газеты в Польше Gazeta Wyborcza, которая их использует до сих пор. Практически анекдотичная ситуация сложилась, когда нас наградили за самую большую в то время в мире лицензионную программу для Pixie & Dixie и Fido Dido.
– Некоторые классические бренды, такие как Zorro, Peanuts и Garfield были в портфолио Plus Licens Польша с самого начала или вскоре после выхода компании на этот рынок. Мы успели поработать со многими хитовыми брендами, и сейчас, спустя годы, некоторые из них снова возвращаются – например, Sailor Moon и Черепашки Ниндзя. За последние несколько лет мы достигли успеха с Hello Kitty, а также брендами Hasbro, и мы очень рады видеть в нашем портфолио новые бренды, например, Stardoll, который очень популярен среди польских девочек.
После открытия первого дочернего офиса Plus Licens в Варшаве новые представительства были открыты в Москве (1994), Будапеште и Праге (1998), а также появились отдельные представители в Бухаресте и Загребе (1998). Наше решение расширить присутствие в Центральной и Восточной Европе стало следствием постоянного стремления пополнять портфолио новыми брендами – быть прогрессивной, всеобъемлющей лицензионной компанией, а не просто фирмой одного бренда, - говорит Ева Бранстром. Медиагруппы вроде Disney и Warner Bros. тоже некоторое время присутствуют на польском рынке, но мы стали первой лицензионной компанией, которая открыла свой офис в Польше, и только потом сюда пришли EEMC и другие. Катаржина Сйоберг, которая уже работала с нами в Стокгольме, стала первым менеджером Plus Licens Польша, а в 1993 году ей на смену пришла Малгоржата, которая и руководит офисом с тех самых пор.
– Малгоша пришла к нам из издательского бизнеса, а этот сегмент, как и канцелярия, как раз и был наиболее приоритетным и важным на тот момент в Центральной и Восточной Европе, продолжает Бранстром. – В случае с печатной продукцией можно контролировать стоимость, а так как полиграфия производилась на местах, то было четкое совпадение между конечной ценой с учетом стоимости лицензии, и доступностью для потребителя. Позже подошел черед продуктов питания, кондитерских изделий и маркетинга – в итоге они стали существенной статьей доходов. Но до того как мы смогли подобраться к рынку одежды, польскому рынку пришлось хорошо подрасти и окрепнуть – долгое время магазины одежды были не больше 50 квадратных метров, а большинство одежды продавалось и покупалось на уличных рынках. Теперь ситуация в корне изменилась благодаря выходу на рынок международных супер- и гипермаркетов таких сетей как Tesco и Carrefour, а также значительному росту местных сетей Biedronka, Smyk и Empik, а также сети магазинов одежды LPP и их брендов. Польские потребители хорошо ориентируются в брендах и чувствительны к цене, и последние десять лет мы видим значительное развитие культуры потребления и шопинга в шопинг-моллах в больших и маленьких городах.
- Изначально многие лицензиары сомневались в том, стоит ли выходить на рынки Центральной и Восточной Европы из-за угрозы пиратства, но теперь это перестало быть проблемой. Сегодня Hello Kitty и бренды Hasbro, такие как Transformers, My Little Pony и Littlest Pet Shop уверенно чувствуют себя на польском рынке, также как классические персонажи комиксов Garfield и Peanuts, которые мы также представляем для лицензирования в Польше. Улица Сезам тоже долгое время присутствует в Польше, как результат копродакшена 1996-1998 годов на польском телевидении Poltel под названием Ulica Sezamkowa. Но самой первой лицензией, которая явила центрально- и восточноевропейскому бизнесу потенциал лицензирования, стали Черепашки Ниндзя, которые сейчас готовятся к перезапуску на телеканале Nickelodeon Poland, который, в свою очередь, оказал нам большую поддержку в создании платформы для продвижения таких лицензий как Губка Боб Квадратные Штаны и Dora the Explorer. В добавок ко всему этому, нам очень повезло с такими анимэ-сериалами, как Naruto и Dragon Ball GT на канале AXN Spin и Sailor Moon на TV4, предоставляющих возможности для координации лицензионных процессов от медиа-размещения до мерчендайзинг-активностей.
Сообщает пресс-служба агентства Plus Licens