r_arrow

Особенности взаимодействия правообладателей с издательствами

26 октября 2022 г. 19:34
img

Автор произведения либо иной правообладатель вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом на созданный объект интеллектуальной собственности, в том числе предоставлять иным лицам право использовать произведения способами, установленными нормами действующего законодательства.

При лицензировании, к примеру, литературных произведений, следует выделить отдельную категорию лицензиатов — издательства. Лицензионные договоры с ними имеют особенности, выделяющие их среди остальных разновидностей лицензионных договоров. В соответствии с условиями издательского лицензионного договора на лицензиата, которым является издательство, возлагается обязанность по изданию произведения в установленные сроки. Таким образом, согласно буквальному толкованию нормы законодательства, лицензиат за вознаграждение приобретает право использования объекта интеллектуальной собственности, которое одновременно является для него обязанностью по использованию данного объекта. Если издательство не начнет использовать объект интеллектуальной собственности в установленные договором сроки, правообладатель вправе расторгнуть лицензионный договор без возмещения издательству убытков в связи с его односторонним расторжением. Кроме того, в данном случае правообладатель также вправе требовать от издательства выплаты лицензионного вознаграждения, установленного лицензионным договором, в полном размере. Следует отметить, что это единственная разновидность лицензионных договоров, для которых нормами права установлена возможность правообладателя в одностороннем порядке расторгнуть договор по причине неиспользования лицензиатом объекта интеллектуальной собственности.

В издательском лицензионном договоре, как и в иных разновидностях лицензионных договоров, должны быть отражены все существенные условия. Однако особое внимание заслуживают сроки начала использования произведения издательством. Их необходимо конкретизировать в договоре. Вместе с тем, при отсутствии в договоре конкретного срока начала использования произведения, нормы права устанавливают, что такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Отсутствие конкретики по исчислению сроков порождает риски возникновения споров между сторонами издательского лицензионного договора. Чтобы избежать таких рисков, необходимо прописывать конкретные сроки начала использования произведения в договоре. Обстоятельно следует подойти и к формированию объема прав издательства в рамках договора. К примеру, издательства зачастую хотят изменить первоначальное название издаваемого произведения с целью повышения интереса к нему. Правообладателю необходимо решить, готов ли он предоставить издательству такую возможность. Объем прав и обязанностей сторон также зависит от вида заключаемого договора – исключительной либо не исключительной лицензии. Издательский лицензионный договор не требует государственной регистрации, поскольку его предметом являются объекты авторского либо смежного права.

Рассмотренные особенности взаимодействия правообладателей с издательствами в очередной раз показывают наличие тонкостей во взаимоотношениях, связанных с оборотом объектов интеллектуальной собственности. Знание этих тонкостей позволяет максимально эффективно использовать объекты и избегать в будущем споров между сторонами договора.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор юридической компании «Медиа-НН»

Фото: pexels.com, автор pixabay

Реклама. https://www.media-nn.org/

Юридическая практика
6 августа 2025 г. 15:49

С развитием цифровой экономики маркетплейсы становятся ключевыми площадками для торговли, предлагая покупателям удобство, а продавцам — широкую аудиторию. Однако рост популярности онлайн-торговли сопровождается и увеличением случаев недобросовестной конкуренции.

В условиях, когда доля онлайн-продаж продолжает расти, защита прав участников рынка требует не только внимательного мониторинга, но и грамотного применения правовых механизмов. Какие инструменты позволяют бороться с недобросовестными практиками? Как действовать, если ваш бренд столкнулся с фальшивыми отзывами или контрафактной продукцией? В этой статье Яна Долинина, директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН», рассматривает эффективные способы защиты, включая административные, судебные и претензионные методы, а также дает рекомендации по противодействию нарушениям на маркетплейсах.