Товарный знак является разновидностью объектов интеллектуальной собственности, он призван индивидуализировать товары и услуги лиц, владеющих правами на него.
Для того чтобы возникли права на товарный знак как объект интеллектуальной собственности, его необходимо зарегистрировать в установленном законом порядке. В большинстве случаев право собственности на товарный знак принадлежит одному лицу – юридическому либо индивидуальному предпринимателю. 28.06.2022 года данный перечень пополнился физическими лицами, не находящимися в статусе индивидуального предпринимателя.
Однако Гражданский кодекс предусматривает также коллективную форму владения товарным знаком. В данном случае речь идет не о возможном лицензировании товарного знака нескольким лицензиатам, а о первоначальной регистрации товарного знака на определенное объединение лиц. Оно может существовать в любой установленной законом форме (ассоциация, товарищество и прочее). При этом ключевым условием регистрации коллективного товарного знака является то, что лица, входящие в состав объединения, производят товары или оказывают услуги, обладающие общими для товаров или услуг характеристиками, к примеру, качественными характеристиками.
Особенности коллективного товарного знака
Коллективный товарный знак обладает определенными особенностями. При подаче заявления на его регистрацию, помимо стандартного пакета документов, необходимо предоставить устав коллективного товарного знака, в котором содержится информация о наименовании объединения, перечне лиц, имеющих право использовать регистрируемый коллективный товарный знак, цель его регистрации, перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров или услуг, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия использования коллективного знака, положения о порядке контроля за его использованием, положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака.
Другой важной особенностью является то, что коллективный товарный знак не подлежит отчуждению, его также нельзя предоставить в пользование по лицензионному договору. Однако иные лица, не входившие в состав объединения на дату подачи заявки на регистрацию коллективного товарного знака, могут получить право на его использование путем их включения в состав такого объединения. Все лица, входящие в состав объединения, имеют право использовать коллективный товарный знак на равных условиях.
Практика регистрации коллективных товарных знаков в текущее время является мало распространенной. Запросы на его регистрацию поступают в адрес нашей компании преимущественно от объединений в аграрном секторе экономики.
Георгий Давидьян,
исполнительный директор юридической компании «Медиа-НН»
Фото: flickr.com, автор krida Legal
Реклама. https://www.media-nn.org/