Дмитрий Ловейко, управляющий директор ООО «Маша и Медведь», председатель Комитета по лицензионной деятельности АИДТ, согласился ответить на вопросы "Вестника" и рассказать нашим читателям о ситуации с распространением контрафакта, сложившейся на российском рынке детских товаров. Как практик лицензионного рынка и представитель крупнейшего отечественного лицензиара Дмитрий регулярно сталкивается с проблемами контрафакта и имеет собственный опыт и предложения по борьбе с этой проблемой, которая в России пока имеет государственный масштаб.
По факту нарушения прав правообладателя бренда «Маша и Медведь» в судах сейчас находится более 200 дел. Читайте во второй части материала об опыте борьбы с контрафактной продукцией, приобретенном компанией на примере работы с брендом "Маша и Медведь" и о том, какие основные пути борьбы с контрафактом существуют сегодня в России по мнению Дмитрия Ловейко.
- Насколько от наличия контрафактной продукции страдает имидж компании-правообладателя в лице партнёров и конкурентов?
Здесь надо понимать, что наличие контрафакта нарушает не только права правообладателя, владельца бренда, но и в общем случае нарушает права лицензиата, производителя брендированной продукции. Например, когда лицензиат приобретает исключительные права на выпуск определенной продукции с использованием бренда «Маша и
Медведь» на территории РФ, то нарушаются и его права как эксклюзивного производителя данной продукции. Он первый страдает от наличия контрафакта.
В нашем проекте большинство прав на производство лицензионной продукции на территории РФ передается на исключительной основе – так гораздо эффективнее контролировать, например, качество продукции, поскольку партнером выступает один производитель, как правило – один из лидеров рынка, качество продукции которого является одним из основных критериев передачи прав.
И поэтому борьба с контрафактом должна, по моему мнению, вестись обязательно вместе с таким лицензиатом. Кроме того, возможности лицензиата как одного из лидеров рынка в своем сегменте в части противодействия контрафакту часто выше, чем у студии, производящей анимационный контент.
В любом случае, все участники лицензионного рынка прекрасно понимают ситуацию с контрафактом на рынке, и если правообладатель делает шаги по борьбе с ним, то даже небольшие успехи в этой борьбе всегда положительно оцениваются партнерами. О конкурентах здесь говорить не приходится, поскольку в борьбе с контрафактом все российские анимационные бренды – партнеры, ведь производители контрафакта не делают большой разницы между брендами, подделывая и «Машу», и «Смешариков», и «Лунтика» - фактически, если мы сумели остановить какое-то контрафактное производство, то, скорее всего, мы сумели остановить и производство контрафактной продукции по другим брендам.
- Какими, на ваш взгляд, могут быть пути борьбы с контрафактом? Расскажите о вашем опыте, приобретенном при работе с брендом "Маша и медведь".
- Во-первых, это юридическая защита своих прав. Регистрация товарных знаков внутри вашего бренда по максимальному количеству товарных групп как внутри России, так и в странах СНГ как минимум. Практика показывает, что наличие зарегистрированных товарных знаков дает вам преимущество в обращении к государственным
органам. Сейчас и таможня начинает обращать внимание на реестр товарных знаков Роспатента, и в судах наличие свидетельства о регистрации товарных знаков всегда помогает правообладателю и сокращает сроки рассмотрения претензий. Тем более, что реестр ТЗ Роспатента открытый, и если производитель сомневается в «свободе» персонажа, он всегда может уточнить, есть ли зарегистрированный товарный знак, сходный до степени смешения с тем персонажем, на основе дизайна которого он планирует производить продукт.
Во-вторых, это привлечение к лицензионной деятельности опытных юристов – ведь возможность защиты вашей интеллектуальной собственности часто закладывается на этапе создания лицензионной документации – начиная от форм договоров и заканчивая style guide, разработанными и утвержденными правилами использования элементов бренда, обязанностями и ответственностью лицензиатов по их соблюдению. Кроме того, защита в судах разного уровня в области прав на интеллектуальную собственность в России требует хорошей специализации в этой области права, поэтому, если вы планируете активную лицензионную деятельность, кроме собственных юристов, вы должны привлекать к защите, те юридические организации, которые, на ней специализируются. Это затраты, но они окупаются.
В-третьих, это создание информационных потоков о наличии контрафактной продукции на рынке. Здесь неоценимую помощь могут оказывать сами потребители, если предложить им простой и доступный канал информации – ведь кроме лицензиатов, потребитель не менее заинтересован в отсутствии контрафактной продукции. Если он может зайти на сайт проекта, написать письмо о неправомерном с его точки зрения использовании вашего бренда – и получить от проекта ответ с благодарностью – поверьте, это очень эффективно!
Мы получаем много информации именно от наших поклонников – и фотографии контрафакта с информацией о месте продаж, и об использовании наших персонажей для рекламы местной продукции или услуг, и о контрафактных спектаклях по нашему сериалу – и это повод для отправки на места наших юристов и организации прекращения такой практики.
Порой достаточно было одного звонка на местное телевидение, как ролик снимался с эфира и приносились извинения, а в другом случае дела доходили до судов. Пользуясь случаем, хочу сказать, что если у вас возникли сомнения в
легальности продукции под нашим брендом «Маша и Медведь», пишите нам и присылайте фотографии сомнительного продукта на legal@animaccord.ru
Также активны и лицензиаты, которые дают нам информацию о появившемся контрафакте, и мы вместе реагируем на это – мы со своей стороны, как правообладатели товарных знаков и производители аудиовизуального контента, они – как потерпевшая сторона.
У нас сейчас есть юридические партнеры не только в регионах России, но и в Украине, и сейчас надеемся закрыть поток контрафакта из Белоруссии. Поэтому в настоящий момент в местных судах, в мировых судах по факту нарушения прав правообладателя бренда «Маша и Медведь» находится более 200 дел – в основном против мелкой розницы в регионах, основном канале сбыта контрафакта. И несколько уголовных дел – в основном связанных с задержанием на таможне контрафактных партий продукции. Могу сказать, что только в этом году на нас выходили сотрудники нескольких таможенных управлений - это Балтийская таможня, Ростовская, Уссурийская, Северокавказская – с запросами о легальности ввозимой продукции, и все эти обращения превращаются в админ
истративные или уголовные дела, по которым продукция изымается и уничтожается. Кроме того, организатор контрафактных спектаклей в прошлом году получил 2 года условно (Калужский областной суд), сейчас рассматриваются еще несколько подобных дел.
В силу популярности бренда и для защиты наших прав и прав наших лицензиатов в следующем году мы планируем направить на борьбу с контрафактом 2% годового дохода проекта.
- Как потребителям защитить себя от приобретения контрафактной продукции?
1. Необходимо смотреть на наличие копирайта на продукции, прежде всего. На всей нашей лицензионной продукции стоит копирайт «© ООО «Маша и Медведь», 2008-20ХХ», где XX – год выпуска продукции.
2. Обращайте внимание на место покупки. Вероятность купить контрафактную продукцию в крупной торговой сети очень мала – сети проверяют легальность продукции, к тому же в сети производителю зайти нелегко, и он не хочет потерять место на полках из-за претензий правообладателя к сети, а сети – к нему.
Максимальная вероятность приобретения контрафакта - на рынках, в местах, где нет кассовых чеков. Кассовый чек сам по себе, конечно, не является гарантией легальности продукта, но, по крайней мере, наличие кассового аппарата помогает проводить контрольные закупки с правоохранительными органами – и мелкая розница рискует попасть под административный штраф, поэтому медленно, но ситуация здесь выправляется.
3. И, конечно, обращайте внимание на качество продукции. По крайней мере, лицензионная продукция имеет соответствующие сертификаты соответствия, в которых указывается наименование товара с использованием бренда – например, «шоколадные батончики «Маша и Медведь» (если это не рекламная акция с использованием наших персонажей на упаковке продукции – а права на такие акции мы передаем крайне редко, например, для Kinder-шоколада компании Ферреро).
И если у вас возникли сомнения в легальности продукции под брендом «Маша и Медведь», которую вам предлагают, то можете написать нам – мы или подтвердим легальность, либо поблагодарим за сигнал и примем, как раньше говорилось, меры.
Ловейко Дмитрий,
Управляющий директор ООО «Маша и Медведь»