1. Уточняйте на старте, рассматривает ли правообладатель правки в договор и в каком объеме
Некоторые правообладатели, особенно зарубежные, работают по своим типовым шаблонам с лицензиатами из всех стран мира и не рассматривают правки, особенно для сделок с небольшим размером минимальной гарантии. В таком случае лицензиат может потратить месяц или больше на то, чтобы все департаменты - юристы, бухгалтерия, менеджмент - изучили объемный договор и предложили поправки. А затем правообладатель долго рассматривает правки и в итоге отказывает по большинству из них с комментарием: «Не можем изменить. Это наше обязательное условие работы со всеми лицензиатами (политика компании, стандарт работы и т.п.)» или отказывает просто без пояснений. Тем временем в ожидании ответа лицензиату приходится надолго откладывать согласование дизайнов, производство и маркетинг брендированной продукции.
Договоры зарубежных правообладателей могут состоять из двух частей:
Если правообладатель или его локальный агент сообщают лицензиату, что правообладатель обычно не рассматривает правки в стандартные условия договора либо открыт только к минимальному количеству самых критичных поправок, то лицензиату лучше предупредить об этом свои согласующие департаменты до начала проверки договора. В таком случае вместо правок лицензиат может:
Вот перечень условий, которые крупные зарубежные правообладатели, как правило, не соглашаются изменять в своих договорах с российскими лицензиатами: применение к договору права и подсудности страны правообладателя; приоритет английской версии договора над русскоязычной; обязанность лицензиата оформить страховку; добавление лицензиатом штрафов для правообладателя за нарушения договора и права для лицензиата на одностороннее расторжение.
Вместо штрафов лицензиат может постараться добавить в договор возмещение убытков правообладателем в случае нарушения его гарантий о «чистоте» прав на бренд.
2. Поясняйте причину правок
Это повышает шансы, что правообладатель согласится с правкой или исходя из пояснений лицензиата предложит альтернативный вариант, который утроит обе стороны. Либо лицензиат может сам предлагать компромисс – это лучше, чем просто удалить пункт из договора без пояснений.
Допустим, в типовом договоре правообладателя есть условие о том, что лицензиат обязан направлять правообладателю для контроля качества три производственных образца продукции. Лицензиат заменяет три на один без объяснений. В таком случае правообладатель скорее всего откажет в правке. Если же лицензиат оставит примечание с пояснением, что производит крупногабаритную продукцию с брендом, например, мебель для детских, и поэтому просит сократить количество образцов до одного для экономии транспортных расходов, то правообладатель вероятнее всего пойдет навстречу.
3. «Критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай»
Эта мысль, высказанная ракетным конструктором Сергеем Королевым, может стать девизом юриста по согласованию сделок. Если вы хотите изменить пункт договора, то лучше внести предлагаемую правку сразу в текст, нежели оставить примечание: «Не выполнимо» или «Поменять» (в последнем случае другой стороне не ясно, о каких изменениях просит лицензиат). Либо в примечании к пункту нужно как минимум четко описать и объяснить предлагаемые изменения.
Например, российский лицензиат получает договор от зарубежного правообладателя с условием, что из базы для расчета роялти можно вычитать скидки в размере не более X% (установлен лимит по скидкам). Но лицензиат планирует продавать брендированную продукцию розничным сетям и оптовым дистрибуторам по текущим договорам с ними, применяя скидки, существенно превышающие лимит, и хотел бы договориться с правообладателем об увеличении этого лимита.
Допустим, лицензиат просто оставит примечание в договоре: «Нужно увеличить лимит скидок». В таком случае юрист правообладателя будет вынужден вернуть договор лицензиату с вопросом: «Увеличить на сколько? По какой причине?». Это затянет согласование еще на один-два раунда и в лучшем случае на полторы недели.
Если лицензиат сразу поправит в тексте процент скидки и в примечании пояснит, какие стандартные скидки он официально предоставляет розничным сетям и дистрибуторам, и что при необходимости он может подтвердить размеры скидок документально, то это повысит шансы, что правообладатель пойдет на уступку.
Аналогичный пример со сроками оплаты роялти: если лицензиат хочет заменить в договоре 15 дней на 30, то лучше сразу пояснять причину в примечании. Например, компания лицензиата – это крупный холдинг, и квартальные платежные операции настроены так, что занимают минимум 30 дней с даты получения счета.
4. Технические лайф-хаки, чтобы согласование «не зависало» и не растягивалось на лишние раунды
Ксения Сысоева,
Советник практики «Сопровождение IP и IT сделок» Semenov&Pevzner
Фото: pexels.com, автор Sora Shimazaki