Новости продолжают пестрить информацией об уходе с российского рынка иностранных компаний и прекращении ими поставок продукции. Чтобы избежать дефицита ушедших брендов, Правительство Российской Федерации инициировало легализацию параллельного импорта. Однако решает ли он возникающие проблемы?
На все товары устанавливается гарантийный срок — период, в течение которого покупатель вправе предъявить производителю или продавцу требования по устранению дефектов приобретенной продукции. В результате покупателю должны бесплатно отремонтировать товар либо заменить его на исправный. Производители и продавцы устанавливают период гарантийного срока по своему усмотрению. При этом гарантийный срок, установленный продавцом, не может быть меньше периода, обозначенного производителем. Если гарантийный срок не определен, то по закону он составляет два года с даты продажи товара.
Производители, организовывающие на рынке той или иной страны продажу технически сложной продукции (например, телефонов или бытовой техники), одновременно обеспечивают обслуживание ее работоспособности как в рамках гарантийного срока, так и по его окончании. Специалисты сервисных центров проходят обучение в компании-производителе и получают документальное подтверждение своей квалификации.
Если производитель уходит с российского рынка, то он прекращает поддерживать сервисное обслуживание. Безусловно, покупатели ощутят на себе негативные последствия складывающейся ситуации. Учитывая то, что производители отказываются обслуживать технику, которую ввезли в страну путем параллельного импорта, возникает вопрос: кто будет исполнять гарантийные обязательства в отношении таких товаров? По мнению Минпромторга, гарантийным обслуживанием продукции, ввезенной в рамках параллельного импорта, обязаны заниматься ее продавцы. На данный момент механизм реализации продавцом данных обязательств не проработан. В свете легализации параллельного импорта, предоставляющего возможность всем лицам ввозить из других стран товары, вероятность организации сервисных центров каждым импортером маловероятна. Также следует учитывать, что те из них, которые созданы, являются не авторизованными производителем. Соответственно, ставится под сомнение квалификация специалистов, работающих в таких сервисных центрах.
В нынешних условиях прекратились поставки не только самой продукции, но и запасных частей для нее. В связи с этим даже продолжающие работу сервисные центры испытывают трудности в исполнении гарантийных обязательств. В СМИ уже появилась информация об исковых заявлениях, предъявленных к ООО «Роберт Бош» и ООО «БСХ Бытовые приборы» о неисполнении гарантийных обязательств в отношении продукции бренда BOSCH. Законность и обоснованность предъявленных требований будет изучать суд. Однако надо обратить внимание на то, что подобные ситуации стали возникать.
Что же делать покупателям? Приобретая товар, в первую очередь необходимо выяснять у продавца, кем установлены гарантийные обязательства и в течение какого срока, в какие сервисные центры можно обратиться в случае выявления дефектов. Конечно же, все гарантийные обязательства должны быть документально оформлены на случай возникновения спора.
Георгий Давидьян,
исполнительный директор юридической компании «Медиа-НН»
Фото: pixabay.com, автор QuinceCreative