r_arrow

«Непростой», «сумасшедший», «полный сюрпризов» – каким 2021 год стал для лицензионного сообщества

28 декабря 2021 г. 11:44
img
Подходит к завершению 2021 год. Он стал в чем-то легче, чем предыдущий, но последствия карантинных ограничений еще очень ощутимы, и пандемия все-таки пока не закончилась. Впрочем, поговорив с экспертами рынка и проведя опрос в телеграмм-канале «Вестника», мы выяснили, что настроения на рынке в целом довольно оптимистичные. БОльшая часть опрошенных -  33% считают, что за минувший год лицензионный рынок немного вырос, 25% уверены, что рынок несколько сократился, 13% - что сильно вырос, и только 10% считают, что рынок сильно сократился. Мы узнали у экспертов рынка, каким этот год стал для лицензионной индустрии и чего удалось достичь.

Итоги года для компаний

2021 год, как и предыдущий, был непростым. Вопреки ожиданиям, волны пандемии и карантинных ограничений накрывали рынок, приводя к переносам кинорелизов, сбоям в работе с поставщиками, отменам развлекательных мероприятий и общей неуверенности потребителей в завтрашнем дне.

Тем не менее, во второй год пандемии рынок все-таки чувствует себя лучше. Многие игроки оценили год как сложный, но плодотворный.

«2021 год был сложным, но без сомнений успешным, – комментирует Денис Шеховец, менеджер по лицензированию WildBrain CPLG. – По показателям мы превысили доковидный уровень и открыли для себя новые направления развития».

Для лицензионного агентства важными новинками стали товары под игровым брендом Brawl Stars в магазинах «Пятерочка», а также коллекция одежды для взрослых под брендом «Черепашки Ниндзя» компании Asia St 71.

«Мы позитивно оцениваем итоги года: у нас двузначный рост и много новых проектов в портфеле – как по известным брендам, так и по новым запускам в России и за ее пределами», – комментирует Майя Москвичева, генеральный директор лицензионного агентства «Мармелад Медиа» (ГК «Рики»).

В 2021 году российский анимационный бренд впервые создал коллаборацию с глобальным игроком H&M. Таким брендом стали «Фиксики». «Коллекция из 100-процентного хлопка посвящена бережному отношению к одежде и природе. Мы поддержали тему специальной серией, в которой персонажи объясняют, как создается одежда, как нужно с ней обращаться и правильно утилизировать» – рассказывает Майя Москвичева.

«Это был совершенно сумасшедший год из-за пандемии, но для моей компании произошло много положительного, – считает писатель, продюсер и сценарист Олег Рой. – Наш проект «Супер Мяу» успешно развивается и попал в конкурсную программу детского фестиваля в Сан-Диего, мы начали производство анимационного сериала «Есения», и один из персонажей мультфильма уже представил Россию на престижном японском фестивале SIGGRAPH ASIA 2021».

«Год был полон сюрпризов, – отметила Наталья Иванова-Достоевская, заместитель генерального продюсера по развитию анимационного бизнеса студии Ред Карпет. – Анимационный сериал «Космический Доктор Кот» был удостоен национальной премии «Золотой Медвежонок», а его персонаж стал первым в истории официальным амбассадором выставки «Мир детства».

Кроме того, в 2021 году студия Ред Карпет завершила выпуск пилотных серий нового сериала «Пугашки» и заключила долгосрочное сотрудничество с Олегом Роем на создание сериала «Шоу Мишки Шмяк», премьера которого планируется уже весной 2022 года.

«Очень радует, что мы с каждым годом наблюдаем рост компании, – отметила Валентина Курсанова, директор по развитию бизнеса и лицензированию «0+ Медиа». – Конечно, прирост в 2021 к 2020 году был не таким, как 2020 к 2019 году и предыдущих. Но для нас знаковым стал полноценный запуск нового анимационного бренда «Кошечки-собачки».

Кроме того, символом этого года для компании 0+ Медиа стал бренд «Кощей. Начало». Несмотря на перенос кинорелиза и ограниченный прокат, фильм вошел в топ-20 самых популярных фильмов и сериалов на Кинопоиске и получил высокую оценку зрителей и критиков.

Роман Федотов, директор Российской ассоциации лицензирования и мерчендайзинга «ОЛИМП», отметил, что подводить итоги еще рано: многие проекты, запущенные в 2021 году, нацелены на 2022-2024 годы. При этом финансовый результат компании в уходящем году эксперт считает успешным: «Несмотря на все изменения в экономике и медиапространстве, мы смогли сориентироваться, изменить стратегию компании и адаптироваться к новым условиям».

«Несмотря на общее отставание от плана производства за эти два года примерно на 9 месяцев в связи с карантинными мерами, нам удалось нарастить команду производства, выстроить планомерную работу команд всех проектов, а также интегрировать полноценное онлайн управление удаленными членами команды. Мы планируем восполнить потери и увеличить объем производства в три раза на следующий год» – комментирует Наталья Иванова-Достоевская, Заместитель Генерального продюсера по развитию анимационного бизнеса студии Ред Карпет.

«Уходящий год стал для нас успешным, – считает Татьяна Карташева, бренд-менеджер ГК «Сладкая Сказка». – Мы выпустили новинки под лицензиями Enchаntimals, Ам Ням, Рик и Морти, Фееринки и другими. Мы также провели федеральную акцию с размещением торгового оборудования для брендов «Три Кота» и «Щенячий Патруль» в рознице по всей России».

Итоги года для всей лицензионной индустрии

Инфляция, карантинные мероприятия, неустойчивая экономика, закрытие торговых центров отрицательно повлияли на спрос на лицензионные товары. Тем не менее, большинство экспертов считает, что в 2021 году российский лицензионный рынок вернулся к докризисным показателям и, возможно, немного вырос.

Среди растущих направлений можно назвать лицензионные сладости. «По оценке нашей собственной продукции в категории кондитерских изделий импульсивного спроса – рынок вырос», – отметила Татьяна Карташева, бренд-менеджер ГК «Сладкая Сказка».

В самом значительном сегменте российского лицензионного рынка – игрушках – за первые 11 месяцев 2021 года продажи выросли более чем на 20% (розничная панель NPD). Драйвером продаж стала категория конструкторов.

По данным синдикативных исследований, наиболее востребованы лицензионные товары по-прежнему среди детей до 4 лет. Исследование Baby Index в 2020 и 2021 году показало, что 63% мам детей до 4-х лет стабильно покупают лицензионные товары, и этот показатель не меняется. В возрасте от 4-15 лет эта цифра падает до 30% и в 2021 году произошло снижение этого показателя.

«По нашим ощущениям, рынок вернулся на доковидный уровень, – считает Роман Федотов. – Для роста пока нет экономических и финансовых предпосылок, ведь наш рынок – производное экономики. Но мы смотрим на будущее с оптимизмом и предполагаем рост рынка в течение ближайших 3-5 лет».

«В целом рынок лицензирования растет благодаря успехам нашей мультипликации. Партнеры все чаще интересуются российскими лицензиями», – отметил Александр Елькин, руководитель департамента закупки и маркетинга «Бест Тойс» (сеть магазинов «Город игрушек»).

«По моим ощущениям – рынок растет, но есть и направления, где этого не происходит. Например, одежда. Многие компании с трудом пережили 2020 год, с его карантинами и закрытыми ТЦ, и в 2021 только начинают восстанавливаться», – считает Денис Шеховец.

Но оптимизм разделяют не все участники рынка. Так, по мнению писателя, продюсера и сценариста Олега Роя, пандемия продолжает негативно влиять на рост рынка. «Все поменялось не в лучшую сторону, – комментирует он. – Рынок падает, и это связано с карантинными мерами и отменой деловых мероприятий. Падает настроение, снижаются показатели продаж, с рынка уходят очень многие игроки. И пока нет предпосылок для изменения ситуации».

Вестник лицензионного рынка

Российские новости