В рамках конгресса ИПБ России руководитель проекта компании «Такском» Сергей Анисимов выступил с темой «Маркировка товаров: подведение итогов первых пилотных проектов и перспективы на 2020 год».
В 2020 году многие участники российского рынка столкнутся с маркировкой товаров. Она осуществляется путем нанесения на упаковку товара кода DataMatrix – двумерного идентификатора в виде квадрата или прямоугольника. Он содержит детальную информацию о товаре, в том числе код товара по соответствующей номенклатуре, индивидуальный серийный номер товара и код проверки. В некоторых случаях в DataMatrix может закладываться дополнительная информация. Например, для табачной продукции это максимальная розничная цена, для молочной продукции – срок годности.
Спикер отметил, что у каждой товарной группы, подлежащей маркировке, есть свои особенности: на одни товары наносить средства идентификации легче, на другие – сложнее. Особенно это касается тех товаров, которые имеют сложную форму (обувь) или маленькую площадь упаковки (молоко). Есть сложности и с вводом и выводом товара из оборота. К примеру, обувь потребители достаточно часто возвращают, используя право гарантийной носки.
Что делать, если происходит возврат пары обуви? «При продаже обуви вы сканируете код DataMatrix, и через оператора фискальных данных в систему маркировки поступает информация о том, что данная пара выведена из оборота, – описывает алгоритм действий продавца Сергей Анисимов. – При возврате товара вы должны пробить чек на возврат. Если код присутствует на обуви, то вы вновь сканируете его, тем самым вводя данную пару обуви в оборот, и можете вновь выставить товар на прилавок. Если же код отсутствует – например, покупатель нечаянно сорвал или повредил наклейку – тогда надо обязательно перемаркировать эту пару обуви. Вы должны распечатать новый код, сгенерированный системой "Честный ЗНАК", и наклеить его на место старого. Только после этого можно вновь выставлять товар на продажу».
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р, для многих товарных групп обязательная маркировка наступила или наступит уже в 2019 году. К ним относятся табак, обувь, духи, шины и покрышки, одежда, фотокамеры. Планируется увеличение этого списка: на очереди готовые продукты из мяса и рыбы, бакалея, бытовая техника, детское питание, растительные масла, бытовая химия, косметика, безалкогольные напитки. По нескольким товарным группам сейчас идут пилотные проекты: это молочная продукция, кресла-коляски и велосипеды.
Еще один вектор развития, на который эксперт обратил внимание гостей конгресса, это внедрение проекта документальной прослеживаемости в 2020 году. Прослеживаемость, в отличие от маркировки, будет осуществляться только партиями, а не поштучно. Те товары, которые подлежат прослеживаемости, маркироваться в обязательном порядке не будут. Прослеживаемость также подразумевает обязательное использование электронного документооборота.
Почему вводится проект прослеживаемости? «Ряд товаров ввозится в Россию исключительно по массе, – сообщил Сергей Анисимов. – Причем, если с прослеживанием продуктов питания все ясно, то с другими товарами – не совсем. Например, микросхемы и электронные платы также ввозятся по массе. Эти устройства имеют достаточно высокую цену, поэтому понять по документам, сколько действительно было ввезено и сколько продано, достаточно сложно. Документальная прослеживаемость партий товара должна решить эту проблему».
Электронный документооборот стал неотъемлемой частью работы с маркированной продукцией. Движение маркированного товара сопровождается ведением универсального передаточного документа (УПД). Каждый раз, когда меняется собственник маркированного товара, подписывается УПД, вся информация из которого передается через оператора ЭДО в систему маркировки. А уже при реализации товара покупателю информация в систему маркировки передается через контрольно-кассовую технику. Передача информации с ККТ – это задача оператора фискальных данных.
Что нужно, чтобы начать работать с маркированной продукцией? Для этого владелец торговой точки должен выполнить ряд действий. Во-первых, зарегистрироваться на сайте «Честный ЗНАК», используя электронную подпись. Во-вторых, приобрести 2D-сканер и убедиться, что имеющаяся касса может работать с маркированной продукцией. Для этого требуется обновить ее прошивку. В-третьих, нужна доработка учетных систем. Здесь у пользователя есть два варианта:
доработать свою учетную систему для поэкземплярного учета и поддержки работы с электронными документами, содержащими коды маркировки (УПД, агрегация, списание);
внедрить параллельную систему учета для маркированного товара без доработки существующей учетной системы.
Последнее обязательное условие – это настройка системы электронного документооборота для работы с УПД.
«Такском» предлагает ряд решений для работы с маркированным товаром. Первое из них, «Такском-Файлер», самое простое, требующее минимума затрат на внедрение. Для работы в онлайн-кабинете «Файлера» нужен лишь доступ к интернету и ключ электронной подписи. В мобильном приложении камеру телефона можно использовать для считывания штрих-кодов вместо 2D-сканера. Для крупного и среднего бизнеса оптимальным решением может стать «Станция сканирования» на базе 1С. Продукт легко интегрируется с большинством учётных систем и с помощью дополнительных расширений без проблем настраивается под нужды компании.
В рамках проводимых пилотных проектов по маркировке «Такском» на льготных условиях помогает своим клиентам в подготовке к этому процессу. За время пилотного проекта по табаку «Такском» только по одному производителю табачной продукции (JTI) передал в МОТП информацию о более чем 74 млн пачек и более 3.5 тыс. документов об агрегации.
На конгрессе ИПБ России ежегодно обсуждаются самые актуальные и сложные вопросы бухгалтерского учета, налогообложения и МСФО. В пленарном заседании участвовали представители Минфина России, Федерального казначейства, Счётной палаты, ФНС, налоговые консультанты из крупнейших юридических компаний.
«Такском» также был в числе официальных партнёров мероприятия. В перерывах между выступлениями проходила выставка, в которой представители «Такскома» оказывали консультации по продуктам компании и проводили розыгрыш призов.
Сообщает пресс-служба компании «Такском»