19-22 марта в итальянской Болонье прошла 49-я по счету детская книжная выставка. Традиционно в рамках данного мероприятия проводится и лицензионная выставка, участниками которой становятся итальянские и европейские правообладатели и лицензионные агентства. Часть деловой программы в этом году была посвящена России, что свидетельствует о том, что все больше и большеиностранных компаний интересуются выходом на российский рынок. Секция “Focus on Russia” вызвала значительный интерес среди участников и посетителей выставки, собрав большую аудиторию профессионалов, которые хотели получить информацию о Российском лицензионном рынке .
Модератором секции выступала Франческа Эш, издатель журнала Total Licensing. Докладчики: президент Lima Чарльз Риотто, один из организаторов выставки Licensing @ Russia Горан Крняк. В качестве российского эксперта был приглашен директор по развитию лицензионного агентства «РИО» Роман Федотов.
Лицензионное агентство «РИО» регулярно рассказывает о развитии лицензионной индустрии в России на станицах международных журналов. По словам директора по развитию лицензионного агентства «РИО», РИО является одним из самых быстрорастущих агентств на российском рынке, и успешно развивает зарубежные лицензионные бренды на рынке СНГ и России. «Наше агентство выгодно отличается тем, что к лицензионному бизнесу мы подходим не как к продаже лицензий, а предоставляем комплексную поддержку бренда. Мы мыслим и действуем не как продавец, а как правообладатель. РИО заботится о развитии бренда, организовывает телевизионную поддержку, разрабатывает маркетинговую программу, проводит мониторинг розничных полок, т.е. владеет ситуацией на рынке из первых рук. Такой подход приносит успех и понятен нашим партнерам и клиентам. Думаю, в связи с этим нас и выбрали в качестве эксперта из всех российских агентств», – считает Роман Федотов.
Обсуждение было начато с подведения итогов лицензионной выставки Licensing @ Russia, проходившей в Москве 14-16 марта. Все выступающие присутствовали на московской выставке и сошлись во мнении, что российский рынок – один из самых многообещающих лицензионных рынков. По словам докладчиков, российский рынок молодой и еще малоконкурентный. Последнее время в России отмечается изменение структуры розничных продаж товаров для детей: все больше продаж приходится на торговые сети, т.е. цивилизованный ритейл. Потребители начинают более активно покупать брендированные или лицензионные товары, – то есть тенденция, которая достаточно давно была замечена в Европе, сейчас приходит в Россию. Российский рынок в настоящий момент проходит стадию роста, на нем появляется все больше лицензионных брендов. «Если сравнить результаты мониторинга розницы, проводившегося в 2011 и 2012гг., количество лицензионных брендов на полке выросло с 44 до 87», – замечает Роман Федотов. По данным экспертов, объем рынка детских товаров составляет около 14-15 миллиардов долларов США, объем рынка лицензионных товаров – 2 миллиарда. Рост лицензионного рынка, по мнению экспертов, составляет 30-40% в год.
Выступление Романа Федотова
Далее слово было предоставлено Роману Федотову, который рассказал, что рост лицензионного рынка в России, помимо демографического фактора, также обусловлен ростом детских медиа: телевидения, интернета, мобильных приложений. Кроме этого, в 2014 г. в Сочи будут проходить Олимпийские игры, привлекающие различных производителей возможностью выпустить лицензионную продукцию, то есть лицензирование становится своеобразным «национальным проектом». Это, по словам директора по развитию лицензионного агентства «РИО», позволяет рассчитывать на наведение порядка в борьбе с контрафактом и на развитие лицензионного рынка в целом. Участники рынка начинают использовать лицензирование и понимают, что лицензионная продукция продается лучше обычных товаров. «В России многие компании начинали с того, что завозили китайские товары, поскольку в России не было вообще никаких игрушек и товаров для детей. Потом на этой основе стали создавать собственные торговые марки, брендируя товары, произведенные в Китае. На следующем этапе появились товары с известными брендами таких производителей , как Hasbro, Lego и пр. Сейчас все больше компаний переключаются на лицензионные продукты, поскольку на российском рынке появилась возможность демонстрировать контент на телеэкране, есть достаточное количество телеканалов, развит интернет, а бренды, популярные за границей, очень быстро проникают в Россию. На сегодняшний день основной тренд бизнеса детских товаров заключается в том, это что все больше и больше компаний начинают заниматься лицензионным продуктом, кто-то более успешно, кто-то менее», – резюмирует Федотов.
Президент Lima Чарльз Риотто заявил, что был очень доволен и приятно удивлен тем успехом, который имела лицензионная выставка в России. Интерес, который вызвало мероприятие, превзошел самые смелые ожидания сотрудников LIMA. В этом году LIMA планирует открыть свое представительство в России и считает, что российский рынок – рынок очень многообещающий. Представители LIMA будут пристально и внимательно следить за его развитием и принимать активное участие в его развитии. На следующий год LIMA запланировала проведение обучающих семинаров в России в рамках второй лицензионной выставки Licensing@Russia.
Участники секции задавали вопросы, которые касались способов борьбы с контрафактом, присутствия в России тех или иных брендов. Одним из основных вопросов был «Как выйти на российский рынок?». Роман Федотов высказал мнение, что лучший способ начала работы на российском рынке – поиск локального партнера, заинтересованного в совместном развитии того или иного проекта: «Необходимо просто купить билет, оформить визу и приехать в Россию. Посетить выставки, встретиться с участниками рынка и самим на месте сформировать собственное представление о бизнесе в России. Развивать собственный бизнес в России без локального партнера очень рискованно и малоэффективно».