Сегодня в России проживают 5 млн девочек в возрасте от 6 до 11 лет. Такой рынок способен принести многомиллионный доход и становится все более конкурентным. Чтобы добиться успеха, нужна постоянная комплексная работа по продвижению бренда . Hello Kitty, похоже, справляется с этим.
Одним из самых популярных развлечений девочек за последние годы стал шопинг с родителями. Причем все чаще они отдают предпочтение лицензионным товарам, и доля этих товаров постоянно растет.
Современные российские девочки в числе первых узнают о жизни звезд кино и шоу-бизнеса или о выходе на телеэкраны новых анимационных сериалов. Им уже недостаточно носить просто красивое платьице или яркий школьный ранец, для девочек важно, чтобы их одежда, аксессуары, игрушки показывали их принадлежать к той или иной группе, определенному образу жизни.
Например, в сегменте канцелярия популярным среди девочек брендам обеспечены высокие показатели по продажам. Согласно рейтингу представленности лицензионных товаров в рознице, который составило агентство «РИО-Лицензия», вот уже два года подряд – в 2010 и 2011 – первую и вторую строчки занимают Winx и «Диснеевские Принцессы» соответственно.
Россия, август 2011
1 Винкс
2 Диснеевские Принцессы
3 Тачки
4 Человек-Паук
5 Микки Маус
6 Барби
7 Винни Пух
8 Пираты Карибского моря
9 Me to you
10 Hello Kitty/ Hot Wheels
На страницах журнала «Канцелярское дело» игроки рынка, обсуждая рейтинг, сходятся во мнении, что Winx и «Диснеевские Принцессы» - самые сильные игроки в этом сезоне. «Мультфильм о феях Winx выступила новатором в своей сфере. Он про девочек с акцентом на моду, классную графику, динамику, магию, яркие цвета. Все это – составляющие современного детского тренда. Rainbow оставалось добавить здоровый боевой «экшн» и активную позицию главных героинь. Таким образом, они угадали ожидания конечного потребителя. У «Диснеевских Принцесс» просто нет равных. Основная причина их стойкости – это потрясающая поддержка компании Disney. Большую роль в популяризации бренда играет трансляция полнометражных фильмов и мультсериалов по телевидению. В России это уникальный бренд, который представлен в товарах широкого потребления», - комментирует Владислав Дряхлов, компания «Академия Групп».
В 2011 году в первую 10-ку канцелярского рейтинга попал и бренд Hello Kitty, лицензионным агентом которого с начала 2011 года стало российское агентство “РИО лицензия”.
«Нам удалось организовать дистрибуцию канцелярских товаров компании Cartorama на Российский рынок уже в этом сезоне. Также, большое спасибо издательству «Премьера», которая смогла в короткие сроки вывести на рынок продукцию своего производства» говорит Роман Федотов.
«Наша компания начала работать с лицензией HK с января 2011 года. Бренд дал нам сразу несколько преимуществ: возможность работать с ним много лет, производить товары для аудитории широкого возрастного диапазона, а также большую творческую свободу при разработке дизайнов коллекций», – рассказывает Ирина Афанасьева, генеральный директор издательства «Премьера».
При разработке стратегии работы с брендом, специалисты «РИО Лицензия», опираются как на собственный опыт, так и на маркетинговые исследования рынка.
«Мы проводим регулярные исследования предпочтений целевых потребителей, которые охватывают крупнейшие города России. В случае с “Хеллоу Китти» мы обнаружили, что известность марки среди женской аудитории 4-30 лет очень высокая, однако высокая лояльность в большей степени среди девочек 4-10 лет. В России бренд «детский». При этом доступных товаров на рынке мало, в основном ограниченные импортные поставки». «РИО Лицензия» выбрала 2 главных направлений работы: наполнения рынка товарами для детской аудитории и продвижение HK как fashion-бренда среди молодежной и подростковой аудитории. Другая серьезная проблема, с которой мы столкнулись, – низкая лояльность ритейла и дистрибьюторов к данному бренду. У них либо не было опыта работы с этим брендом совсем, или не очень удачный опыт в прошлом. Поэтому особое внимание решили уделить B-2-B продвижению в медиа и вместе с нашими лицензиатами».
Одним из первых контрактов по поставкам игрушки стало сотрудничество с компанией «BlueBox». В частности, в разработке флокированных фигурок HK агентство «РИО-Лицензия» приняло непосредственное участие. Впервые в истории бренда HK выпущены такие игровые наборы, и они пришлись по вкусу девочкам во всем мире.
На текущий момент в России по игрушке активно работают такие крупные компании, как Blue Box, TOHA, Clementoni, Jemini, Simba Dickie Group.
Очень важный вклад в продвижение бренда вносят международные сети, в числе которых – Mothercare, Zara, Oysho, Marks&Spencer. Товары HK представлены у данных ритейлеров в очень широком ассортименте.
В области лицензирования в 2011 году были заключены контракты в важных категориях: журналы, partwork, trading- и fashion-карточки, товары для школы, пазлы и настольные игры, игрушки, одежду, обувь, пластиковые яйца, обои, косметика, игровые наборы. Дополнительно к этим категориям в 2012 году уже запланирован к выходу широкий ассортимент обучающих игрушек, товаров для спорта, праздника, товаров для дома.
С выходом все новых и новых товаров на рынок продвижение бренда в B-2-B среди федеральных и региональных дистрибуторов, федеральных и региональных розничных сетей, розничных точек приобретает важное значение.
«Это серьезно ускоряет проникновение товара на полки розничных магазинов, облегчает работу наших лицензиатов и позволяет быстрее получать прибыль с продаж. Лояльность продавцов тоже нужно завоевать» – отмечает Роман Федотов.
«РИО Лицензия» продвигает HK в ключевых отраслевых издания (Kids Report, Канцелярское дело, rdt-info.ru, «Вестник лицензионного рынка» и др.) и сотрудничает с крупнейшими бизнес-изданиями (Вестник, Секрет фирмы, Компания и др.).
Компании, которые работают с брендом ХК, с удовольствием рассказывают о результатах.
«Изначально с брендом Hello Kitty наша компания работала по международному контракту, который распространялся, в том числе, и на российский рынок. К моменту истечения сроков этого соглашения мы видели, что Китти в России набирает обороты. С учетом того, что для усиления своего присутствия на рынке детских товаров все больше и больше требуется именно лицензионный продукт, который узнаваем и имеет маркетинговую поддержку, мы решили сохранить Hello Kitty в нашем портфеле лицензионной продукции. Поэтому в 2011 году заключили новое соглашение, но уже на местном уровне» – говорит Сергей Пчелкин, руководитель направления Smoby компании Simba Dickie Group Russia.
«В нашем магазине очень популярны игрушки с изображением Hello Kitty. Но мне кажется, что наибольший потенциал у одежной группы, которую с удовольствием приобретают мамы, как для себя, так и для своих дочек», – считает Сергей Додонов, генеральный директор онлайн-магазина детских товаров «КупиРебенку.ру».
«Преимущество Hello Kitty заключается в его высокой степени проникновения. У бренда, по сути, «нет границ». Мы работаем с разными рынками – Европа, Ближний Восток, Южная Америка, Южная Африка и Россия – и видим, что, например, российские покупатели принимают Китти так же хорошо, как в других странах», - подчеркивает Сильвиа Чу, менеджер по маркетингу компании Blue Box International.
Несмотря на текущие успехи, Hello Kitty предстоит еще много работы, чтобы в России этот бренд стал таким же популярным, как и в остальном мире. И главное, продвижение в фешн индустрии для молодежной аудитории.
«ХК имеет достаточно долгую историю и остается модным брендом. Конечно, все это благодаря работе профессиональной команды компании Sanrio по всему миру. И мы просто обязаны добиться такого же результата в России» – считает Роман Федотов.
На 2012-2013 годы запланировано большое количество мероприятий, включая дизайнерские показы, арт-события и благотворительность.
Параллельно РИО Лицензия ведет переговоры с ведущими международными лицензиатами Hello Kitty в фешн индустрии о сотрудничестве по продвижению их компаний на Российском рынке. Первые результаты этой работы ожидаются уже к концу 2012 года.
Но из-за своего не очень высокого развития и огромной территории Россия – непростой рынок. При этом это рынок, благодарный тем, кто верит в него и вкладывает в него свои силы и время.