На заседании Экспертного Совета по развитию легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству впервые обсудили проект по лицензированию брендов народных художественных промыслов (НХП).
Предложения по проекту на днях были направлены на рассмотрение в Минпромторг России для включения в перечень мероприятий «дорожной карты» по возрождению, сохранению и развитию народных художественных промыслов России.
Инициаторами проекта выступили три общественные организации – Ассоциация участников рынка артиндустрии, Национальный союз народных художественных промыслов, Ассоциация лицензирования и мерчендайзинга «ОЛИМП». Разработчики проекта в рамках заседания отметили, что механизм адаптации брендов НХП к лицензионному рынку – это отдельная маркетинговая программа, направленная на создание правовой основы, которая необходима предприятиям-производителям товаров широкого потребления и пищевой промышленности для использования художественно-стилевых особенностей НХП в оформлении своей продукции.
Президент Ассоциации участников рынка артиндустрии Ирина Егорова в своем сообщении сказала о необходимости принятия данного проекта: «Мы видим, что довольно большое количество производителей товаров широкого потребления и продуктов питания по собственной инициативе и совершенно бесплатно используют художественно-стилевые особенности народных художественных промыслов в оформлении своей продукции, и за счет узнаваемости паттернов экономят на рекламе и продвижении своей продукции. С одной стороны - это хорошо, так как способствует популяризации самих промыслов, с другой стороны – плохо, потому что, кто-то копирует рисунки из интернета и тем самым нарушает авторские права, кто-то пытается рисовать по-своему, тем самым размывая суть традиционных художественных образов, создаваемых народным искусством, а ведь именно каноны и традиция являются тем смыслом, который люди должны видеть, чувствовать и понимать».
Кроме того, решение вопроса защиты интеллектуальной собственности правообладателей лицензий в данной отрасли несырьевого сектора экономики должно принести следующие плюсы:
В ходе сообщения был обозначен тот факт, что у предприятий народных художественных промыслов проблема не со сбытом, а со спросом, который влияет на сбыт. В качестве примера осведомленности подрастающего поколения о народных промыслах, несущих традиции национальной культуры, был приведен недавний опрос 90 детей из Московской области, которым, в рамках образовательного мероприятия, были показаны изделия художников Хохломы, Гжели, Дымково, и только один из ребят узнал среди представленного изделие промысла Гжели. Очевидно, что сегодня особенную роль для сохранения и развития народных художественны промыслов могут сыграть СМИ и
образовательные организации. Пришло время заняться позиционированием народного искусства, как искусства современного и актуального, самобытного, в своей эстетике, и ценного для россиян.
Сообщает Объединенный пресс-центр Ассоциации участников рынка артиндустрии (АУРА) и Национального союза народных художественных промыслов (НС НХП)