r_arrow

Licensing World Russia 2017. День третий

3 марта 2017 г. 3:00
img

Делова программа третьего, заключительного, дня выставки Licensing World Russia была посвящена борьбе с контрафактом. Эксперты рассказали о том, как выбрать стратегию защиты бренда от контрафакта, как работают системы идентификации и защиты лицензионной продукции, как происходит взыскание за нарушение прав интеллектуальной собственности, а также о защите брендов в сети «Интернет». Читайте подробнее в репортаже корреспондента Вестника.

Контрафакт уже признан проблемой государственного масштаба. По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров на середину 2016 года 43% игрушек на российском рынке являются контрафактными, доля контрафакта по всем детским товарам составляет 35%. Согласно данным Правительства РФ для отдельных товарных категорий доля контрафакта достигает 50%. 5 декабря 2016 года Правительство утвердило Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года.

Контрафакт наносит серьезный вред деловой репутации бренда, поскольку формирует у потребителя искаженное мнение о качестве лицензионной продукции, а также вводит его в заблуждение относительно реальной линейки товаров. Кроме того, контрафакт влечет за собой косвенные негативные экономические последствия: объем закупок лицензионной продукции снижается, ослабляются деловые связи лицензиара с партнерами, происходит паралич традиционных каналов сбыта.

Роман Лукьянов, Semenov&Pevzner LLC рассказал о том, каким образом разрабатывается стратегия по защите бренда от контрафакта.  


Существует ряд инструментов защиты лицензий.  Это таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, мониторинг рынка на наличие контрафакта и контрольные закупки, судебно-претензионная работа, административные, гражданские, уголовные дела. Кроме того, возможна защита в сети «Интернет» и  защита домена.


Интересно, что в процессе судебно-претензионной работы до 50% споров решается на досудебном этапе. Этот способ не требует серьезных финансовых вложений.

В гражданских делах способы защиты исключительных прав установлены в статье 1252 ГК РФ, все гражданские дела предполагают обязательный досудебный порядок.

Если говорить об административных делах, то для граждан установлен штраф в размере двукратной стоимости контрафактного товара, но не менее 10 тыс.руб., для должностных лиц- трехкратной стоимости, но не менее 50 тыс.руб., а для юридических лиц устанавливается самый большой штраф - в размере пятикратной стоимости контрафакта, но не менее 100 тыс. руб.

Уголовные дела по составам статей 146 УК РФ («Нарушение авторских и смежных прав», предполагает наличие крупного ущерба - 100 тыс. рублей)  и 180 УК РФ («Незаконное использование средств индивидуализации товаров, работ, услуг» предполагает наличие крупного ущерба – 250 т.р.)  устанавливают максимальное уголовное наказание до 6-ти лет лишения свободы. Однако эти составы достаточно сложно доказать, поэтому уголовные дела по этим статьям – редкая практика.


Защита в сети «Интернет» имеет специфику: идентификация нарушителя затруднена, такая мера как ограничена в большинстве случаев досудебной стадией. Но главная проблема заключается в том, что по закону блокировка сайтов не распространяется на товарные знаки.


При разработке стратегии по защите бренда от контрафакта необходимо определить ключевые аспекты этой работы: объем прав, релевантность товарных категорий, необходимый уровень контроля, масштаб и географию деятельности, уровень контроля, формат реализации и бюджет.

Под объемом прав понимаются объекты, права на которые принадлежат правообладателю, способы, территория и срок использования прав, а также характер лицензии - исключительная или неисключительная.

Важно отметить, что защитой бренда от контрафакта могут заниматься:

  • Правообладатели;
  • Лицензиаты-владельцы эксклюзивной лицензии;
  • Лицензиаты, имеющие специальную доверенность от правообладателя (в случае, если лицензия не эксклюзивная).
  1.  

Определить Релевантность товарных категорий значит понять, в каких товарных категориях наиболее важна работа по защите от контрафакта.

Для того чтобы оценить масштаб работы по защите от контрафакта на первоначальном этапе может быть достаточным провести первоначальный мониторинг в Интернете, а затем, при необходимости, организовать локализованный мониторинг в товарных точках.


Контроль деятельности по борьбе с контрафактом может быть оперативным (когда правообладатель контролирует все или большую часть активности регулярно), общим (раз в месяц или квартал) или смешанным.


Существует несколько форматов борьбы с контрафактной продукцией: компания может рассчитывать на собственные ресурсы, либо прибегнуть к внешнему поставщику услуг. Еще один вариант - ресурс отраслевых объединений. Возможна также комбинация этих форматов.

Последнее, с чем надо обязательно определиться - это бюджет. Он может быть фиксированным  либо т.н. success fee (определенный процент от взысканной компенсации). Возможен вариант членских взносов, когда деятельность по защите брендов осуществляется отраслевой ассоциацией, но он пока не получил распространения в России. Бюджет также может смешанным (фиксированный+success fee).

Какой результат ожидается от работы по защите бренда от контрафакта? Во-первых,  это компенсация, как часть материального возмещения ущерба. Во-вторых, увеличение объема продаж лицензионных товаров, улучшение бизнес-климата в отношениях с контрагентами.  Немаловажным следствием данной работы также является чистота репутации бренда и повышение лояльности потребителя.

Роман Федотов, Ассоциация участников индустрии лицензирования и мерчандайзинга «ОЛИМП»  рассказал о других возможностях борьбы с контрафактом.

Зачастую у клиентов (закупщиков и самих потребителей) не хватает информации о легальном товаре и легальных поставщиках. Ассоциация создала торгово-информационную систему, одной ее из задач является предоставление этих сведений. Все поставщики предварительно проверяются ассоциацией, получают доступ к системе и выгружают в нее свои товары. Закупщики могут легко найти информацию по всем линейкам бренда и найти надежного партнера.

Кроме того, торгово-информационная система ассоциации «ОЛИМП» может быть полезна и потребителю. Сейчас на продукции народных художественных промыслов (НХП) проводится тестирование системы идентификации товаров. Поскольку любой товар, внесенный в систему, уникален, для него генерируется QR код, при помощи которого конечный покупатель может определить подлинность продукции.

О важности использования систем идентификации и защиты говорил и Алексей Швецов, советник по вопросам защиты бренда FIFA. Он выделил несколько видов таких систем:

  • Коды, штрих-коды. Не слишком затратный вариант, но и не очень эффективный, так как велик риск подделки.
  • Голограммы получили большое распространение, их сложнее подделать, чем коды и штрих-коды. Однако и здесь бывают случаи подделки.
  • Защитные марки еще выше по степени защиты: например, они саморазрушаются при попытке их отклеить
  • Системы моментальной проверки- QR коды Они очень популярны, но если система недостаточно сложная, их можно скопировать.
  • Системы с обратной связью и аналитикой  Это наклейка с уникальным кодом, который можно отправить с помощью смс или ввести его на специальном сайте. При отправке покупатель получает подтверждение о подлинности товара, а производитель или продавец - информацию для аналитики (в случае, если купленный товар легален) либо «сигнал» о  контрафакте. 
  • RFID метки и чипы – самый совершенный тип. Эта система связана со значительными вложениями для производства и кодирования/раскодирования. Сейчас применяется в основном для защиты меховых изделий.

Все эти системы довольно серьезно ориентированы на работу с государственным органами, поскольку при проверках становятся отличительным признаком товара. Поэтому в рамках работы по борьбе с контрафактом необходимо обеспечить правоохранительные органы всеми необходимыми методическими материалами по системам идентификации и защиты товара.

Артем Александров, Animaccord  рассказал о практике и тенденциях взыскания компенсации за нарушение прав интеллектуальной собственности.

Согласно п.3 ст.1252 ГК РФ («Защита исключительных прав») для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя компенсации. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК.


Размеры компенсации очень сильно варьируются:  минимальная компенсация составляет 10 тыс. руб., максимальная -  5 млн. руб. (п.1 ст. 1301 ГК РФ). Возможно получение компенсации в двукратном размере стоимости контрафактной продукции (п.2)  либо в двукратном размере стоимости права использования произведения (п.3).


13.12.2016 года Конституционный суд Российской Федерации вынес Постановление №28 П «По делу о проверки конституционности подпункта 1 статьи 1301 подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 4 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ в связи с запросами АС Алтайского края». В результате суды могут снижать размеры взыскиваемой компенсации ниже минимального размера, если размер подлежащей выплате компенсации многократно превышает размер причиненных правообладателю убытков (это превышение должно быть доказано ответчиком), а также если правонарушение совершено ИП впервые и не являлось существенной частью его предпринимательской деятельности и не было грубым нарушением (продавец не знал о том, что реализуемый товар - контрафакт).

Павел Катков, старший партнер юридической компании «КАТКОВ И ПАРТНЕРЫ» рассказал о защите брендов в сети «Интернет».

Важнейшим законом в этой области является Антипиратский закон- №187-ФЗ. Он дает право лицензиару, чьи права на интеллектуальную собственность были нарушены в Интернет-пространстве,  обратиться в Мосгорсуд, и дальше по цепочке Мосгосуд, Роскомнадзор, администратор сайта, провайдер хостинга и, если это не помогло, оператор связи блокирует ссылки, страницы и сайты  в довольно краткие сроки (максимум в течение 1-2 недель). Павел отметил, что это уникальная система даже для мировой практики.


Когда Антипирасткий закон был принят в 2013 году, он распространялся только на фильмы. Затем, во втором антипиратском пакете в 2015 году он расширился до авторских и смежных прав (кроме фотографий),  в нем появился досудебный механизм и мера вечной блокировки.


21 февраля 2017 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу третий антипиратский пакет. В него включается блокировка «зеркал» (в законе они называются «Производные сайты в сети «Интернет») т.е. сайтов, крайне схожих с оригинальными сайтами. Эта блокировка осуществляется посредством судебного приказа. Кроме того, в 3-м АПП  вводится  ограничение поиска пиратских сайтов поисковиками.

К сожалению, третий антипиратский пакет не распространяется на товарные знаки. В законе содержится формулировка «авторские и смежные права», а не «средства индивидуалиации», к которым относится товарный знак. Павел считает, что необходимо слова «объектов авторских (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), распространяемых в таких сетях» заменить словами «результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации».

В то же для защиты визуальных товарных знаков можно пробовать подавать иски о защите прав на дизайн, как объект авторских прав. В феврале 2016 года антипиратский закон впервые применили к дизайну: Роскомнадзор заблокировал сайт-клон производителя авиадвигателей «Климов», входящего в состав госкопрорации «Ростех».

Павел считает, что отраслевым ассоциациям лицензирования  и игрокам-лидерам необходимо участвовать как в законотворческой работе по вышеупомянутому Постановлению КС о снижении размера компенсаций, так и в работе над третьим антипиратским пакетом, ведь и первый и второй пакеты уже были приняты без товарных знаков.

Подготовила Валерия Арзуманова

Мероприятия и выставки